Север и рынок. 2020, № 3.

пробег контейнеров при перевозке грузов [17, 18], а также на особенности конкуренции на рынке железнодорожных перевозок по сети ОАО «РЖД» [19]. Контейнерные перевозки стали важной частью глобальных перевозок, и проблема перемещения порожних контейнеров приобретает особое значение [18]. Расходы на перемещение порожних контейнеров приводит к росту стоимости перевозок грузов, снижению прибыли операторских перевозочных компаний, большим срокам окупаемости контейнеров для их владельцев. Решение о выборе типа подвижного состава для перевозки грузов принимается грузовладельцем с учетом его возможности погрузки, перевозки, выгрузки, а также сравнения итоговой стоимости перевозимого груза с учетом всех затрат. По количеству входящих и исходящих груженых рейсов все регионы можно условно разделить на грузообразующие и грузопотребляющие. Известно устройство для перевозки жидких грузов в контейнере (Патент RU 96563). Полезная модель относится к области транспортировки жидких грузов в контейнерах железнодорожным транспортом, в частности к устройствам крепления гибких оболочек. Технический результат полезной модели заключается в повышении надежности крепления гибкой оболочки в контейнере за счет усиления его стен по всему периметру. Недостатки устройства состоят в том, что при таком креплении крыша и стойки боковых стен контейнера могут разрушиться груженой гибкой оболочкой, а также существует возможность протекания груза в результате разрывов гибкой оболочки [20]. Авторами предлагаются конструкции комбинированных контейнеров, состоящие из трех отсеков в единой раме, с возможностью попеременной перевозки насыпных и наливных грузов. Контейнер может быть выполнен из различных материалов, обеспечивающих безопасность перевозки, и иметь разнообразные формы. Как пример рассмотрим перевозку серной кислоты из Мурманской области назначением на станции Северной железной дороги с котлом прямоугольной (рис. 1) или цилиндрической (рис. 2) формы, установленном в среднем отсеке, а в обратном направлении рассмотрим перевозку грузов в двух крайних отсеках предпочтительно с высокой плотностью, например металлов или металлических изделий. Серная кислота имеет плотность 1,83, поэтому для перевозки 65 тонн груза потребуется объем 35,6 м3. Предложенные конструкции позволят исключить порожний пробег, что приведет к снижению себестоимости перевозки груза благодаря использованию в полном объеме грузоподъемности платформы. Погрузка и выгрузка грузов в этом случае производятся без снятия контейнера с платформы. Рис. 1. Конструкция комбинированного контейнера с прямоугольным котлом в среднем отсеке Рис. 2. Конструкция комбинированного контейнера с котлом цилиндрической формы 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz