Север и рынок. 2020, № 3.

Железнодорожный транспорт Первые модели комбинированных вагонов в России появились в начале XX в. В 1901 г. инженер А. А. Брант построил цистерну-платформу. Она имела квадратный котел, сверху которого находилась платформа для обратного попутного груза. Более совершенную конструкцию предложил в 1910 г. инженер Кубасов [11, с. 71]. Выпуск современных моделей комбинированных вагонов моделей 19-795 и 19-795-01 освоил ПАО «Крюковский вагоностроительный завод». Вагоны предназначены для перевозки по всей сети железных дорог колеи 1520 мм глинозема насыпью и других сыпучих грузов с загрузкой через верхние люки и гравитационной разгрузкой в межрельсовое пространство через нижние разгрузочные люки [12]. Отличие вагона модели 19-795-01 от своего предшественника — возможность перевозить в крытых отсеках пакеты мелкой алюминиевой чушки. Отсеки комбинированного вагона модели 19-795 приспособлены для перевозки Т-образных слитков [13]. Вопрос о проведении железной дороги на Мурман поднимался неоднократно, но не решался до начала Первой мировой войны. Дорога к незамерзающему Баренцеву морю стала совершенно необходима для доставки боеприпасов, медикаментов, снаряжения. 16 ноября 1916 г. на стыке двух участков дороги (южного и северного) был забит «серебряный» костыль, специально изготовленный на одном из петроградских заводов. На гранях костыля выгравировано «Мурманская железная дорога. Великого северного пути. Пикет 618. Верста 537 19-16». В ноябре 1916 г. состоялось открытие сквозного движения на Мурманской магистрали протяженностью около 1,5 тыс. км, построенной в условиях Первой мировой войны за двадцать месяцев. В год окончания строительства на дороге работали более 70 тыс. человек. Существовал порядок: прибывающие на строительство дороги сдавали паспорта и получали жетоны. Последний жетон был выдан за № 102344 [14]. В настоящее время Мурманский регион — один из шести регионов обслуживания Октябрьской железной дороги, является стратегическим звеном региональной транспортной системы. Генеральные грузоотправители Мурманского региона: КФ АО «Апатит» (производство апатитового и нефелинового концентратов), АО «Ковдорский ГОК» (производство железорудного, апатитового и бадделеитового концентратов), АО «ОЛКОН» (производство железорудного концентрата), АО «СЗФК» (производство апатитового концентрата), АО «Кольская ГМК» (производство меди и никеля, палладия и платины). Кировский филиал акционерного общества «Апатит»— крупнейшее в мире предприятие по добыче и обогащению апатит-нефелиновых руд хибинских месторождений, осуществляет производство апатитового и нефелинового концентратов (табл. 3). Таблица 3 Производственные результаты по основным видам продукции [15] Объем производства по категориям 2019 г. 2018 г. Изменение, % Апатитовый концентрат, тыс. т 10 506,6 10 067,0 4,4 Нефелиновый концентрат, тыс. т 1 188,1 985,7 20,5 На современном этапе развития экономики происходит усиление конкуренции во всех отраслях, включая рынки транспортных услуг. Конкуренция рассматривается как непрерывный процесс на свободном рынке [16]. В экономической жизни она не является целью: это средство организации экономической деятельности для достижения цели. Экономическая конкуренция имеет место на рынках, где встречаются потенциальные поставщики и покупатели. Высокий уровень конкуренции способствует повышению экономической эффективности деятельности и конкурентоспособности отдельных организаций, снижению издержек. В связи с этим важной научной задачей является анализ грузовой базы и предложения по разработке теоретических основ совершенствования существующих и создания новых конструкций вагонов и контейнеров для перевозки грузов по железной дороге, учитывающих пространственное направление грузопотоков, которые позволят исключить или значительно снизить порожний пробег. Теоретические основы повышения эффективности транспортной системы Глобализация мировой экономики и торговли превратила контейнерную транспортную систему в транспортную индустрию. Контейнеризация охватила не только генеральные грузы, но и навалочные, насыпные и наливные. Некоторые аналитики обращают внимание на порожний 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz