Север и рынок. 2020, № 2.
На федеральном уровне разработана целая система поддержки СОНКО1, которая включает: информационную, консультационную и методическую поддержку, формирование и развитие инфраструктуры поддержки, разработку и внедрение мер налоговой поддержки и др. Утвержден перечень показателей, используемых для расчета рейтинга субъектов РФ по реализации механизмов поддержки СОНКО. Характерно, что среди перечисленных мер СП упоминается очень редко или вовсе отсутствует. Такие меры активно используются и на региональном уровне, в том числе и в Арктике. Такая политика не очень понятна, ведь СП более эффективно, чем СОНКО, так как обеспечивает возможность производить товары/услуги для обеспечения интересов наиболее социально уязвимых слоев населения на принципах самоокупаемости и возвратности финансовых средств. К тому же, СП в большей степени, чем СОНКО, способствует развитию предпринимательских и инновационных, по сути, креативных, способностей населения. Прямая поддержка СОНКО включает гранты, пособия, стипендии и прочие виды выплат. При такой поддержке из 100 % выделенных средств 10 % тратится на распределение средств и около 90 % доводится до получателей помощи. По мнению гендиректора АСИ С. Чупшевой, «эти средства, как правило, расходуются без осуществления каких-либо инвестиций и не имеют мультипликативного эффекта. Поэтому стратегической задачей является переход от поддержки СОНКО к более эффективной поддержке социальных предпринимателей, при которой из 100 % однократно выделенных средств около 20 % уходит на нужды предприятия, а 80 % средств используется для оказания услуг/работ. Но, в результате, за средний срок жизни социального проекта, составляющий в мировой практике 9,3 года, объем средств, направленных на оказание услуг, составит в 7,2 раза больше первоначально выделенных средств (0,8 х 9,3 = 7,2). Мультипликатор социального эффекта — 7,2. Таким образом, поддержка социальных предпринимателей выгодна всем: государству, самим предпринимателям и получателям услуг»2. Это, очевидно, справедливо и для Российской Арктики. По мнению А. Пилясова, «арктическое предпринимательство играет особую роль, так как оно «ответственно» за поддержание уровня освоенности территории в длительной перспективе, за обеспечение жизнеспособности сети населенных пунктов— то есть, в конечном итоге, за устойчивость освоения Арктики. Это обусловливает повышенную социальную роль арктического предпринимательства и сближает его с социальным предпринимательством, в последние годы выделяемого в особую категорию» [30]. С этими словами можно полностью согласиться, потому что СП на арктических территориях имеет принципиально иной характер, чем в неарктических регионах России. Даже сам набор социальных товаров/услуг в Арктике существенно отличается от товаров/услуг такого типа в средней полосе России, и то, что в средней полосе является обычной коммерческой деятельностью, в Арктике приобретает социальную направленность. Например: • доставка товаров и услуг первой необходимости на территории с низким уровнем транспортной доступности; • создание новых объектов ЖКХ (тепло, электроэнергия, водопровод и др., переработка отходов); • обеспечение услуг связи, почта, Интернет, сотовая связь; • транспортные услуги для удаленных районов в сфере пассажиро- и грузоперевозок; • медицинские услуги, в том числе для уязвимых групп населения (пожилые, инвалиды, дети и т. д.); • услуги в сфере образования, культуры, спорта. Социальное предпринимательство в Арктике является специфическим видом экономической деятельности, который развивается в условиях многочисленных природных и социальных ограничений, но способствует при этом развитию активности, реализации творческих деловых идей, рациональном риске и инновационном поиске, вносит существенный вклад в формирование человеческого капитала и повышение качества жизни населения. Именно в Арктике СП, направленное на достижение социально значимых целей и решение социальных проблем таких, как обеспечение трудоустройства социально незащищенных и уязвимых групп (инвалиды, пожилые граждане, малоимущие, беженцы, лица без определенного места жительства и т. д.), на производство товаров или услуг для техже социально незащищенных и уязвимых групп населения и т. д.3 в более значительной мере, чем в неарктических регионах, востребована населением, 1СОНКО — социально ориентированные некоммерческие организации. 2 Что нужно для развития социального предпринимательства. Семь идей, как сделать роль социальных предпринимателей в экономике заметнее // Ведомости. 04.10.2018. URL: https://www.vedomosti.ru/partner/artides/ 2018/10/05/782341-nuzhno-razvitiya (дата обращения: 08.05.2020). 3 Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020). 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz