Север и рынок. 2020, № 2.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ ИМУНИЦИПАЛИТЕТАХ СЕВЕРА ИАРКТИКИ DOI: 10.37614/2220-802X.2.2020.68.009 УДК 338: 49 Е. Е. Торопушина кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина ФИЦ КНЦ РАН, г. Апатиты, Россия Е. П. Башмакова кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина ФИЦ КНЦ РАН, г. Апатиты, Россия СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ1 Аннотация. В последние годы для России было характерно сокращение государственных расходов на обеспечение деятельности отраслей социальной сферы. Указанный тренд требует поиска возможных путей решения проблемы обеспечения жителей качественными и доступными социальными, медицинскими, реабилитационными услугами. В таких условиях актуальным становится вопрос использования потенциала социального предпринимательства в развитии традиционных для государства отраслях социальной инфраструктуры — здравоохранении, образовании и пр. Особую актуальность это приобретает для Арктической зоны Российской Федерации, где качественный рост экономики невозможен без реализации мер, направленных на повышение уровня и качества жизни населения. Но именно здесь, в Арктике, формирование человеческого капитала связано с куда большими затратами и трудностями, чем на неарктической территории. В связи с этим целью работы стало исследование потенциала социального предпринимательства в развитии социальной инфраструктуры российских арктических территорий. Социальное предпринимательство, определяемое и как внутренний ресурс, и как фактор саморазвития территории, является одним из инновационных решений, направленных на повышение эффективности социальных инвестиций. Исследование показало, что расширение доступа социальных предприятий к работе в отраслях социальной инфраструктуры будет способствовать повышению доступности, качества и разнообразия социальных услуг в том или ином регионе Арктики, окажет положительное воздействие на рост социальной и предпринимательской активности жителей этих территорий. Практическая значимость полученных результатов определяется возможностью их применения в практике государственного управления как основы информированного принятия решений, а также в качестве базы аналитических исследований социального предпринимательства в Арктической зоны Российской Федерации, отдельных регионах и страны в целом. Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальная инфраструктура, социальная ответственность, саморазвитие территории, Арктика, Россия. 1 Статья подготовлена в рамках государственного задания ФГБУН Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» в части проведения НИР Института экономических проблем им. Г. П. Лузина по теме «Социальные аспекты управления саморазвитием регионов и местных сообществ в Российской Арктике» (гос. рег. № АААА-А18-118051590115-9). 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz