Север и рынок. 2020, № 2.

Предложенная на рис. 1 модель связана с кардинальной трансформацией содержания большинства этапов. Рассмотрим подробнее содержание приведенных этапов. На 1 этапе стратегического анализа проводится анализ имеющихся у предприятия ресурсов, включая компетенции, его способности осуществлять производственно-хозяйственную деятельность. Кроме того, выявляются возможности достижения предприятием намеченных стратегических ориентиров, перспектив управления цепочкой создания ценностей, оцениваются ресурсы, которые необходимы для его дальнейшего устойчивого развития. На 2 этапе выбора объекта реляции и потенциальных партнеров можно выделить два основных направления в выборе объекта реляции: - устранение проблем в достижении стратегических ориентиров; - новые перспективы развития предприятия. На 3 этапе производится оценка потенциала и выбор акторов реляционных отношений. В настоящее время реляционные отношения идентифицируются главным образом с методом взаимодействия различных участников рынка, прежде всего при создании альянсов. Тем не менее реляции могут осуществляться как внутрифирменные, так и межфирменные по отношению к предприятию. На 4 этапе формирования реляционных стратегий могут быть предложены следующие базовые реляционные стратегии предприятия: стратегии комплементарности, стратегии безопасности и стратегии оптимизации. На 5 этапе производится анализ эффективности реляционных стратегий. Оценка эффективности реляционных стратегий может быть проведена одним из следующих четырех методов: 1) на основе анализа системы показателей реляций; 2) на основе оценивания трансакционных издержек. При учете распределений затрат между акторами ситуация с минимальными издержками соответствует критерию эффективности взаимоотношений; 3) на основе оценивания гудвилла предприятия до и после осуществления реляционного взаимодействия. Такая оценка, при условии, что активы объекта реляции маргинально малы по сравнению с основными активами предприятия, будет особо актуальной; 4) на основе анализа индикатора души реляции. Приращение индикатора (комплементарности, безопасности) отражает реляционный эффект. Оценка перспектив развития реляционных взаимодействий промышленных предприятий производится на основе представленной выше модели (рис. 1), ориентированной на формирование реляционного портфеля, в котором представлен комплекс возможных взаимодействий между ними. В предложенном методе создается портфель реляционных ресурсов, которые могут быть использованы в данной группе машиностроительных предприятий ее «ассоциированными» участниками. Отметим, что в современной информационной экономике общие сведения о параметрах развития потенциальных партнеров могут быть получены и без установления контактов, проведения переговоров. Ведь обращение к сайтам и цифровым платформам позволяет получить предварительные, но значимые данные о деловом партнере. Существенным в нашем случае оказываются лишь темпы, уровни развития акторов, которые должны быть соизмеримы с собственным предприятием. Исходные данные для анализа партнеров представлены в табл. 3. Таблица 3 Исходные данные для оценки потенциальных партнеров № Показатели Показатель 1 Показатель 2 Показатель 3 Показатель 4 1 А, Показатели фирмы 1 А 1 А 2 А 3 А4 2 B, Показатели фирмы 2 В 1 В 2 В3 В4 3 С Собственные показатели предприятия С 1 С 2 С 3 С4 4 N = С/В, N 1 N 2 N 3 N 4 5 М і = С/А, М М 2 М 3 М 4 В качестве индикаторов предлагается рассматривать показатели: активы, резерв и капиталы, долгосрочные и краткосрочные обязательства, прибыль, с помощью которых определяются наиболее привлекательные машиностроительные компании для реляционного взаимодействия. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz