Север и рынок. 2020, № 2.
Не лучше обстоят дела и в компании «Роснефть», которая известна своими сомнительными операциями, начиная с приобретения пакета акций компании «ЮКОС» и заканчивая получением кредита у банка «ВТБ» на покупку 19,5 % акций «Роснефти» за «смешную» цену 10,2 млрд долл. США швейцарскому нефтетрейдеру Glencore и катарскому суверенному фонду Qatar Investment Authority (QIA). Политически и экономически провальным было решение руководства компании покинуть совещание глав ОПЕК в марте 2020 г., что привело к резкому обрушению цен на нефть и последующего демарша Саудовской Аравии по продаже своих запасов нефти по демпинговым ценам. В значительной мере эти провалы связаны с недостаточной квалификацией руководителей, принимающих решения по вопросам, имеющим важное значение для экономики страны. Известно, что управление является специфической сферой деятельности, а профессиональный менеджер должен обладать целым набором уникальных знаний, умений, а также знать научные основы теории и практики менеджмента. Приведенные выше примеры неэффективных управленческих решений наглядно иллюстрируют этот тезис, так как они являются следствием нарушения основных принципов управления, связанных с научным обоснованием выбора цели и долгосрочного планирования. Правительством предпринимались определенные шаги по созданию специализированных организаций, способных наладить необходимые интеграционные связи между региональными органами управления экономикой. Так, 29 октября 1999 г. было разработано Положение о Совете Белого моря и целевая программа межрегионального сотрудничества «Белое море» на 2000-2005 гг., которые, к сожалению, не получили реального продвижения, а, наоборот, выявили перманентную конфликтную ситуацию в межрегиональных отношениях. Все попытки общественных объединений создать хотя бы консультационно-координирующую структуру на побережье Белого моря с участием администрации субъектов РФ не принесли ожидаемых результатов. Интерес представляет также работа по созданию в 2010-2013 гг. Арктического союза регионов России (АСРР), которая была призвана содействовать реализации государственной программы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны РФ на 2011-2020 гг.» (ГП «Арктика»). Основной целью данной программы было совершенствование системы управления социально-экономическим развитием АЗРФ. Анализ данных проектов дает основание утверждать, что попытки создания структур, реализующих цели «горизонтального управления» и решающих задачи интеграции, освещенные в ряде публикаций [11-13], к сожалению, не привели к реальным результатам. Поэтому авторы в качестве основной цели рассматривают проблему использования инструментов и методов, позволяющих создать организационный механизм межрегионального управления [5]. Одной из объективных причин неэффективного управления располагаемыми ресурсами в регионах является также недостаток у региональных руководителей и топ-менеджеров корпораций знаний и компетенций в области современных принципов и методов организации и управления социально-экономическими системами в условиях конкуренции, рыночных отношений и активизации человеческого капитала [9]. Этот факт обусловливает необходимость поиска методов и инструментов создания интегрированной системы управления (ИСУ), в рамках которой можно было бы эффективно налаживать межрегиональные связи на основе существующих стандартов менеджмента качества [20] с целью максимизации и оптимизации управленческой деятельности на всем региональном пространстве АЗРФ на основе принципа межрегиональной интеграции, под которой мы понимаем формирование интегрированной системы управления в качестве современной технологии эффективного управления материальными, финансовыми и человеческими ресурсами, сочетающих в себе несколько стандартов менеджмента качества на основе процессных моделей. В таком случае проблема состоит в разработке механизма межрегионального управления, использование которого позволило бы координировать цели и задачи социально-экономического развития регионов [14]. Структура такого механизма приведена на рисунке. В данной схеме реализуется концепция интеграции деятельности региональных систем управления и идея развития горизонтальных взаимосвязей между регионами на основе сетевых структур. Это позволит объединить усилия всех хозяйствующих субъектов АЗРФ с целью эффективного использования имеющихся ресурсов (включая государственные инвестиции) в процессе взаимодействия для решения региональных проблем и координации действий [15]. АЗРФ в таком случае выступает в качестве типологической системы управления, обладающей свойством целостности по отношению к объединенным в его составе северным территориям, спецификой природных условий, наличием тесных связей между субъектами северных территорий РФ в качестве региональных подсистем сетевой структуры. 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz