Север и рынок. 2020, № 2.

Реляционная стратегия предприятия Основой стабильного развития промышленности является устойчивый рост предприятий машиностроения, который обеспечивает России сохранение статуса ведущей мировой державы. Машиностроительный комплекс является ключевым сектором экономики, который определяет общее состояние экономического потенциала страны. Для успешного функционирования машиностроительных компаний необходимы широкие взаимодействия предприятий различных отраслей экономики. Поэтому в данной экономической ситуации перспективен целый ряд реляционных взаимодействий предприятий, которые предполагаютдолгосрочное сотрудничество. Развитие партнерских отношений между машиностроительными предприятиями создает необходимый технологический и экономический базис развития машиностроительной отрасли, который характеризуется экономическим, научно-техническим, ресурсным, социальным и экологическим эффектами. Реляционные взаимодействия стимулируют инновационное развитие машиностроения, способствуют уменьшению импортной зависимости от иностранных партнеров. Влияют и на общую экономическую ситуацию, развитие реального сектора экономики и улучшение качества жизни населения. Кроме того, широкие взаимодействия способствуют и формированию промышленных кластеров. В современных быстро меняющихся условиях важное значение для предприятия приобретает его способность адаптации к стратегическим изменениям внешней среды, которая способствует (обеспечивает) реализацию стоящих перед этим предприятием стратегических задач [12, с. 31-32]. В свою очередь, под реляционной стратегией предприятия понимают стратегию, которая направлена на формирование его реляционного пространства как совокупности связей между ним и другими предприятиями (организациями), создающей партнерские преимущества с целью получения предприятием реляционной прибыли и обеспечения безопасности его развития [13, с. 132]. Типы реляционных стратегий, приведенных в табл.1, соответствуют способам формирования конкурирующими и неконкурирующими предприятиями соответствующих альянсов. В табл. 2 приведены специфические факторы реляций и их содержание. Степень соподчиненности указанных реляций отражают уровни 1, 2 и 3. Таблица 2 Специфические факторы формирования реляционных стратегий альянса [14] Уровень реляции Содержание реляции Стратегическая цель Специфические факторы Позитивные Негативные 1 уровня Создание общих организа­ ционных структур (поставок, стра­ хования И др.) Координация деятельности Помогает избежать риска потери проверенного поставщика. Снижение транзакционных издержек. Возможно отставание от передовых инновационных технологий 2 уровня Общие операции, звенья совместных производствен­ ных процессов Р ационализация производственно- технологического потенциала Выпуск узлов и деталей на более технологичном оборудовании с меньшими затратами или с более высокими качественными характеристиками. Загрузка производственных мощностей. Зависимость производствен­ ного цикла от предприятия- партнера 3 уровня Формирование объединенных рынков сбыта Расширение экономических границ Увеличение объема сбыта. Адаптация к изменяющимся конъюнктурным условиям. Продление жизненного цикла товара. Изменение конкурентной ситуации. Зависимость от репутации компании партнера. Выполнение НИОКР по созданию новой продукции, технологии Использование синергетического эффекта от взаимодействия партнеров Совместные инвестиции, научно­ технический потенциал партнеров, ноу-хау обеспечат реляционный эффект Асимметрия вкладов партнеров может привести к неустойчивым ситуациям 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz