Север и рынок. 2020, № 2.
Выпускаемая промышленная продукция, отвечающая требованиям так называемому «зеленому» росту экономики, обязательно должна быть конкурентоспособной, то есть определяться ценовыми условиями или высоким техническим уровнем. Таким образом, промышленная политика предприятий Севера и Арктики должна быть ориентирована на выпуск инновационной продукции, что требует консолидации всевозможных ресурсов. Однако инновационные процессы Арктического региона имеют свои особенности. Так, в обозримом будущем там не планируется строительство машиностроительных заводов из-за экономической нецелесообразности вследствие повышенных издержек, но экономические условия требуют роста эффективности имеющегося ресурсно-сырьевого сектора. Определяющим является то, что занятые в этом секторе бизнес-структуры должны выступать в качестве стратегических заказчиков современной техники и технологий у соответствующих отечественных производителей (разработчиков) [8]. Кроме того, опрос экспертов по вопросу определения основных внешних препятствий на пути осуществления инновационной деятельности промышленных предприятий этого региона показал, что таковым является трудность привлечения финансирования [9, с. 47]. К основным факторам, формирующим промышленную политику предприятия, относятся ресурсный, трудовой, технологический, организационный, институциональный и информационный [10, с. 4]. Представляется целесообразным, особенно в условиях существующего санкционного давления, дополнить перечисленные факторы и использованием так называемых реляционных стратегий. Типология реляционных стратегий альянсов промышленных предприятий приведена в табл. 1 [11, с. 83]. Таблица 1 Типология реляционных стратегий альянсов промышленных предприятий Показатель Возможный объект реляции Рекомендуемые типы реляционной стратегии Конкурирующие предприятия Не конкурирующие предприятия Уд ельные издержки на единицу продукции руб. Стадии производственного цикла Объединение на одной или нескольких стадиях производственного цикл Объединение компаний из смежных секторов производства Загрузка производственных мощностей % Общая продутщия Создание общей продукции. Объединение на одной или нескольких стадиях производств енного цикла Межотраслевые альянсы Удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, % Финансовые и нематериальные активы Объединение разнохарактерных активов Транснациональные альянсы Доля рынка, % Рынок сбыта Объединение разнохарактерных активов Межотраслевые альянсы. Объединение компаний из см ежных секторов производства. Транснациональные альянсы. То обстоятельство, что использование промышленными предприятиями реляционных стратегий в качестве фактора их промышленной политики не требует прямых инвестиционных вложений, что особенно важно в условиях санкционной войны и последствий пандемии коронавируса, определяет актуальность данной работы. 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz