Север и рынок. 2020, № 2.

Никакими усилиями даже государственной корпорации обеспечить эту сбалансированность невозможно — это именно государственные приоритеты и государственные задачи. Многочисленные дисбалансы и неравновесия, которые сегодня возникают при проектировании и реализации ресурсных проектов Арктики и разрешаются преимущественно в одиночку усилиями компаний за счет иностранных партнеров, отчетливо демонстрируют слабость и узость государственной политики в этом вопросе и неспособность государства закрывать эти дисбалансы, мобилизуя внутренние резервы и ресурсы страны. Преодоление этих дисбалансов востребует от государства активной координационной роли. В своей промышленной политике в Арктике оно сегодня должно целенаправленно влиять на формы и направления коммуникации ключевых экономических акторов из числа добывающих корпораций, обрабатывающих предприятий, структур малого и среднего бизнеса, северных и столичных университетов и исследовательских институтов. Принуждение российских акторов (прежде всего ресурсных компаний) к сотрудничеству с отечественными поставщиками и отечественной наукой есть важнейшая функция современной промышленной политики государства в Арктике. Координационный приоритет в государственной промышленной политике в этом регионе материализуется в виде условий предоставления государственной поддержки компаниям-операторам ресурсных проектов: при соблюдении требований постоянного возрастания квоты местных производственных субподрядчиков и поставщиков отечественного оборудования, при создании партнерских структур (в том числе спин-оффов добычных компаний региона) с университетами в базах освоения Российской Арктики; при содействии формированию ассоциации структур местного и национального малого бизнеса под конкретный арктический проект. Эти партнерские структуры и тесные отношения с отечественными поставщикамидолжны создаваться для формирования в итоге на фундаменте нового проекта «тройной спирали» [11] — инновационного треугольника «бизнес - власть - наука». В зависимости от конкретных условий стороны такого треугольника могут составлять сотни и тысячи километров. Такой рождающийся из проектов Арктики национальный феномен есть современная форма советского Урало-Кузнецкого комбината, объединяющего в 1930-е гг. в единую производственную систему добычу угля и железной руды, их переработку и сбыт (в то время при минимальном научном обеспечении). Создание «тройной спирали» без активной дирижирующей роли федеральных органов исполнительной власти невозможно. Не отдельные компании, а именно государство должно вменять университетам и институтам тыловых баз создавать центры компетенций, вести в университетах и колледжах подготовку и переподготовку кадров для новых ресурсных проектов Арктики. Для интеллектуального укрепления структур «тройной спирали» необходимы государственные меры, поощряющие мобильность квалифицированных кадров (инженеров, ученых, специалистов и др.); площадки временной близости в виде выставок, конференций, форумов (это должны быть не парадные мероприятия с докладами об успехах, а «освященные» присутствием первых лиц компаний, власти, науки места формирования новых партнерств, союзов, контрактов компаний с отечественными машиностроителями; и к участию в таких форумах компании нужно принуждать); создание долговременных формальных сетей из представителей власти, бизнеса, науки. Цель государственного вмешательства — всемерно облегчить для всех участников запускаемой «тройной спирали» поиск новых передовых технологий, практик, компетенций, в том числе по самым узким, проблемным направлениям производственного процесса. Не менее важная задача — поднять уровень «поглотительной способности» местных специалистов, работников компании к усвоению новых технологий. Без этого внешнее передовое знание может не сработать. Практика показывает, что поиск передового знания сопряжен с гигантскими и далеко не только финансовыми, но и временными затратами, которые ни по силам не только отдельным университетам или среднему бизнесу, но даже порой и крупной компании. Это безальтернативно государственное дело. Иначе компании пойдут по самому легкому, но для национальной экономики разрушительному, сиюминутному, пути - просто закупят, если не помешают санкции, технологии под ключ за рубежом. Заключение Острием новой промышленной политики государства в Арктике должно стать всемерное поощрение и стимулирование инновационности всех задействованных в хозяйственной освоении акторов и формирование на платформе ресурсного проекта межрегиональной инновационной системы. Этот позитивный сценарий реализуется в результате создания усилиями федеральной власти арктической «тройной спирали» из взаимодействия арктической корпорации, структур науки и образования, малого инновационного производственного бизнеса тыловых баз освоения и региональной власти. 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz