Север и рынок. 2020, № 2.
Если сравнивать ситуацию с советским индустриальным временем, то обнаружатся важные отличия и особенности межрегиональной инновационной системы как нового объекта государственной промышленной политики (табл. 2). Эти отличия связаны с возникновением обрабатывающих производств прямо в местах добычи, что считалось невозможным в советское время по причинам высоких затрат, а теперь современные малолюдные и «вахтовые» технологии «опрокинули» эти представления; с появлением частных корпораций как главных акторов ресурсных проектов; опорой на передовое мировое, не только российское или местное знание. Таблица 2 Сравнение объекта государственной промышленной политики в Арктике советского (индустриального) и нового (постиндустриального) времени Советский межотраслевой комплекс Межрегиональная инновационная система Основной технологи ческий процесс Добыча природных ресурсов. Переработка как исключение (Норильский промрайон) Добыча - переработка. Тренд к переработке в месте добычи (ГПЗ, СПГ, получение сплава Доре и др.) Акторы Государственные отраслевые ведомства, тресты, главки Федеральные министерства, региональные власти, государственные и частные корпорации, университеты, НИИ, малый и средний бизнес и др. Структуризация комплекса/системы Отраслевая: добыча, обогащение, транспорт, снабжение (МТС) и др. По видам информации, знания, инноваций: изыскательская, производственная подсистемы Главный ареал интеграции Районный контур (ТИК) Локальная платформа и глобальные сети (национальные/межрегиональные) Территориальная структура проекта Промплощадка, наземные трассы и базы освоения (локальные, форпостные, тыловые) Платформа, наземные, водные, воздушные трассы, внешние интеллектуальные базы освоения в мире, России, Арктике Полимасштабность (многоуровневость) Иерархия «предприятие - отрасль - главк (ведомство)» Локальное-национальное-глобальное знание и компетенции; партнерские сети локальные и глобальные Потоки информации и команд Сверху вниз Сверху вниз и снизу вверх (из баз освоения в проект и обратно из проекта в базы освоения) Опорное знание Все впервые делаем сами. Мировым знанием пренебрегаем Опытное знание добываем сами + используем мировое знание, передовые практики и компетенции Возникающий новый феномен межрегиональной инновационной системы имеет черты «тройной спирали» [11]. Есть корпоративное добычное производство, научно-образовательное сопровождение, приуроченное к тыловым базам освоения, поддержка федеральной и региональной власти. Активное участие государства обеспечивает реальность возникновения этого феномена. Важнейшее отличие от западной российской арктической «тройной спирали» состоит в том, что потоки технологического знания, компетенций, которые связывают добычной (производственный), научно-образовательный (сервисный, информационный), государственный (управленческий) блоки в единую систему, развертываются подчас на значительных расстояниях между районом нового пионерного освоения и интеллектуальными базами давно освоенных районов. Огромный внутренний ареал, который держит арктическая «тройная спираль», объясняет гигантское, беспрецедентное для зарубежных стран, значение дальних пространственных связей и перемещений в российском случае. И для того, чтобы эти связи активно функционировали, требуется энергия государственного сопровождения и даже вмешательства. Сущность новой федеральной промышленной политики в Арктике Идея структурных изменений [12] должна стать главенствующей в промышленной политике государства в Арктике. Ее меры обязаны давать мощный импульс к модернизации научно-образовательного и машиностроительного комплексов в российских тыловых базах освоения этого региона. Для федеральной промышленной политики стоит вопрос не узкой поддержки ресурсного проекта, но всего процесса модернизации отечественной промышленности как добычной, так и обрабатывающей. Такой подход радикально расширяет круг структур, реализующих промышленную политику и спектр необходимых мер промышленной политики (за узкие рамки традиционных налоговых льгот и прямой бюджетной поддержки лишь ресурсного мегапроекта). Федеральная промышленная политика в Арктике должна быть нацелена на разрешение всех важнейших возникающих здесь дисбалансов: между потребностью новых проектов в высокотехнологичном оборудовании и способностью отечественных машиностроителей эту потребность «закрыть»; между объемами добычи и подготовленностью отечественного флота, других транспортных средств к его вывозу; между потребностью ресурсных проектов в долгосрочной сырьевой базе и степенью ее подготовленности и др. 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz