Север и рынок. 2020, № 2.
упразднено и 8 сентября 2014 г. Указом Президента РФ от 26 февраля 2019 г. его функции были переданы Министерству РФ по развитию Дальнего Востока, переименованного в Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Расширение полномочий Министерства осуществлено в целях повышения эффективности государственного управления в сфере развития Арктической зоны. Однако это решение не затронуло существующей системы управления, которая сохранила все недостатки громоздкой, вертикально ориентированной структуры. Таблица 2 Структура правительств регионов АЗРФ, 2019 г. Субъекты АЗРФ Высшее руководство Правительство, количество членов Министерства и комитеты Количество чиновников на 1тыс. чел. Мурманская область Губернатор, 6 замов 22 14 министерств 1,04* Красноярский край Губернатор, 10 замов 22 13 министерств 1,18* Республика Коми Губернатор, 6 замов 20 12 министерств 1,97* Чукотский АО Губернатор, 5 замов 13 13 министерств 14,28 Республика Саха (Якутия) Губернатор, 5 замов 18 18 министерств и 4 комитета 2,36* Архангельская область Губернатор, 4 зама 15 12 министерств 1,46* Ямало-Ненецкий АО Губернатор, 5 замов 11 25 департаментов 10,56 Ненецкий АО Губернатор, 6 замов 8 25 департаментов 8,72 Республика Карелия Губернатор, 9 замов 23 13 министерств и 3 комитета 1,84* *Составлено авторами на основе статистических сборников, данные представлены за 2015 г. Сложности в системе управления в значительной степени обусловлены еще и тем, что на территории АЗРФ осуществляют свою деятельность целый ряд крупных добывающих корпораций: ПАО «Лукойл», ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «ГМК “Норильский никель”», АО «Роснефть», ПАО «Газпром», ПАО «АК «Алроса», ПАО «Северсталь», государственная корпорация «Росатом», ПАО «Транснефть», ПАО «Новатэк» [7]. Их структура и технология производства и управления построены в соответствии с международными стандартами, однако методы управления топ-менеджмента и их взаимодействие с государственными органами управления, к сожалению, базируются на принципах «ручного управления», характерными для органов госуправления. Основной недостаток этого принципа заключается в том, что их руководители пытаются лично решать все вопросы, начиная от стратегически важных для государства и заканчивая сугубо оперативными вопросами, входящими в компетенцию руководителей нижестоящего уровня. В результате, верхний уровень управления, будучи перегруженным решением рутинных задач, не имеет возможности заниматься тем, чем должен по определению, а именно — выработкой и реализацией стратегии развития национальной экономики. В силу этого руководство ведет себе «реактивно», а не проактивно» и часто принимает поспешные и не всегда адекватные решения в ответ на экстренные вызовы. Складывается ситуация, когда на нижних уровнях управления никто не берет на себя ответственность, ожидая команды сверху, а верхний уровень вследствие перегруженности не может предвосхитить или своевременно отреагировать на внешние угрозы. К тому же, многие решения по экономическим вопросам носят политический характер, что приводит к огромным финансовым и имиджевым потерям [2]. Так, например, строительство ПАО «Газпром» двух газопроводов («Северный поток-2» и «Турецкий поток»), имели своей целью чисто политическое решение минимизировать или полностью исключить транзит газа через Украину. В результате, санкции США, направленные на запрет странам ЕС, которые участвовали в проекте, быть в составе консорциума, отодвинули минимум на год реализацию проекта, а транзит газа через «Турецкий поток» из-за противостояния России и Турции в событиях в Сирии и Ливии резко упал и рискует закрыться. Убыточным оказался и проект «Сила Сибири». Увлечение строительством трубопроводов оказалось стратегически ошибочным, выгоду из этого извлекли лишь строительные подрядчики. В результате серьезных провалов в выборе руководителями компании стратегии развития, связанных, в частности, и с недооценкой развития рынка сжиженного газа, капитализация «Газпрома» составляет в настоящее время около 80 млрд долл. США, хотя глава компании А. Миллер заявлял, что она достигнет в 2018 г. показателя 1 трлн долл.1 1БИЗНЕС Qnline. URL: https://www.business-gazeta.ru/blog/206134 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz