Север и рынок. 2020, № 2.

Промышленная политика в отношении связей северных ресурсных компаний и машиностроительных заводов освоенных районов Речь идет об уникальном российском контракте, который значим именно для экономики нашей страны. Первые десятилетия радикальной экономической реформы бытовало мнение, особенно распространенное среди руководителей машиностроительных предприятий, что можно силовым образом заставить работающие в Арктике ресурсные компании покупать неконкурентоспособную продукцию обрабатывающей промышленности, например, юга Сибири1. Этот подход отразил и многотомный Каталог Министерства промышленности РФ, в котором машиностроительные заводы всех федеральных округов предлагали свою продукцию Арктике [8]. Однако налаживание межотраслевых связей между добывающими и обрабатывающими предприятиями должно идти с другого края: ресурсные корпорации Арктики и Севера должны вести планомерную работу на машиностроительных заводах освоенной зоны, чтобы постепенно повышать качество их продукции до приемлемого среднетехнологичного уровня. Эта важнейшая проблема сегодня, после произошедшей кадровой и технологической потери в российском обрабатывающем секторе за 1990-е и 2000-е гг., не может быть решена одномоментно, но только в результате долговременного, планомерного процесса, и поэтому она может быть реализована только в системе государственной промышленной политики, а не инициативы отдельного руководителя ресурсной корпорации. Для федеральной промышленной политики в Арктике важен не абстрактный критерий импортозамещения, в котором есть благое пожелание, но нет механизмов, не абстрактный критерий поддержки отечественного товаропроизводителя, в котором высоки опасности простого лоббирования произведенной на машиностроительных заводах освоенной зоны оборудования, мало интересного арктическим ресурсным корпорациям ввиду его неконкурентоспособности, но конкретные хозяйственные связи реальных предприятий Арктики и освоенной зоны России. Именно отсутствие конкретных пошаговых механизмов реализации идеи, как соединить российский ВПК и северные добычные предприятия, и привело к тому, что в течение почти 30 лет она так и не была переведена в плоскость государственных решений2. Но есть и другая, мировоззренческая, причина провалов государственной политики в объединении интересов добывающих корпораций и обрабатывающих производств. Сегодня промышленная политика России под влиянием западной практики и теоретических представлений нацелена инфраструктурно обустраивать локализованное размещение новых производств в виде индустриальных парков, территорий опережающего развития, кластеров. Но в российских условиях достижение такой локализации всегда было трудно ввиду слабой инфраструктурной обустроенности и обширности пространств. Неслучайно классик советской экономической географии Н. Н. Колосовский обосновывал производственное комплексирование Урало-Кузнецкого комбината, два плеча которого (уральское и западносибирское) разнесены почти на две тысячи километров железнодорожного расстояния. В это же время в западной практике комплексирование осуществлялось на существенно более коротких расстояниях, например, в десятки километров в пределах немецкого Рура, автомобильного Детройта и т. д. Советский опыт планирования создания индустриальных межотраслевых комплексов, предприятия которых были разнесены на тысячи километров, сегодня утрачен (но и не может быть в точности повторен для современных экономических реалий), а идущий с запада опыт локализованного комплексирования в виде 1Например, мало что практически дает традиционная констатация: «Для развития сектора сервисного машиностроения необходима ориентация машиностроительных предприятий края на обеспечение потребностей базовых отраслей и внутреннее потребление, а также встречная ориентация предприятий отраслей специализации края на потребление местной машиностроительной продукции». Постановление Правительства Красноярского края «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 г. от 30 окт. 2018 г. № 647-п. 2 См., например: «Государственная поддержка строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов, а также развития береговой инфраструктуры...» Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ в 2013 г.); «Формирование комплекса мер государственной поддержки отечественных производителей технологических систем и оборудования для освоения минерально-ресурсного потенциала Арктической зоны Российской Федерации.» Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 г. № 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года”» и др. Ни в одном из названных документов не содержится конкретных механизмов интеграции ресурсных корпораций Арктики и обрабатывающих предприятий освоенной зоны. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz