Север и рынок. 2020, № 2.
Другой пример издержек «вялого» государства в отношениях с компаниями, заточенных на голый лоббизм, — это дисбалансы между производственной и транспортной системами арктических проектов: когда под намеченные объемы добычи нет внятного парка судов для вывоза продукции. Например, объемы планируемой разработки Тайбасса — каменноугольных месторождений Таймыра — не обеспечены адекватной морской флотилией ледового класса для вывоза на потенциальные рынки Северной Европы. В последние десятилетия в Арктике фактически произошло замещение государственной промышленной политики корпоративной. Ни в одном из принятых в последние годы федеральных документов по Арктике приоритеты государственной политики в отношении компаний, которые осваивают природные ресурсы этой зоны, внятно не сформулированы. Нет их в новом Указе Президента РФ «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» [5], в проекте новой «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Безусловным прорывом является новый Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» [6], который впервые предусматривает меры широкого стимулирования экономической, в том числе промышленной, деятельности малых и средних предпринимателей (а не только крупных ресурсных корпораций), получивших статус резидента Арктической зоны (для которого достаточно вложить не менее 1 млн руб.). Это нулевая ставка зачисляемого в федеральный бюджет налога на прибыль в течение 10 лет после получения первой прибыли; пониженные, вплоть до 0 %, ставки зачисляемых в региональный бюджет налогов на прибыль, имущество, землю, снижение ставок, вплоть до 1 %, по упрощенной системе налогообложения; возмещение части расходов по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; для всех компаний обнулено НДС на морские перевозки и ледокольное сопровождение экспортных грузов [6]. Все эти меры сфокусированы на привлечение в Арктику частных инвестиций. Не подвергая сомнению эти благие намерения государства, необходимо отметить, что качество имеет значение: сегодня стране важны не просто инвестиции в Арктику, но инвестиции, которые влекут за собой технологическое и техническое обновление, укрепляют связи крупных корпораций и малых местных компаний, крупных корпораций и машиностроительных предприятий зоны основного расселения России. Новые приоритеты федеральной промышленной политики Новая, широкая и комплексная, промышленная политика государства в Арктике включает радикальное изменение отношений с ресурсными корпорациями (в идеологии формирования широкой инновационной производственной сети вокруг ресурсной цепочки «добыча - переработка - сбыт»): активное содействие субконтрактации крупных добычных корпоративных структур с местным и российским производственным малым и средним бизнесом; поощрение ресурсных корпораций Севера и Арктики к взаимодействию с машиностроительными заводами освоенных районов России, в том числе оборонными. Сегодня эти направления фактически упущены. Промышленная политика в вопросах субконтрактации крупного и малого бизнеса Основным производственным актором Арктики являются крупные российские ресурсные корпорации. Суммарная стоимость годовых контрактов каждой из них составляет десятки и сотни миллиардов рублей. Определенную долю в этой субконтрактации могут взять местные арктические предприниматели. Пример компании «Норильский никель», который стимулирует развитие в районе своей производственной деятельности малых предприятий в сфере торговли, бытовых, медицинских услуг, подтверждает, что это вполне реально и возможно. Также этот пример обозначает отсутствие прорыва даже у флагманов арктического субконтрактинга: не поставлена задача постепенно выращивать слой местного производственного малого бизнеса, например, в обрабатывающей промышленности, а только социального и торгового. Но и на федеральном уровне ни в одном документе современной промышленной политики в отношении Арктической зоны внятно не сформулированы приоритеты поддержки субконтрактации российского и местного малого бизнеса с крупными добычными корпорациями России. Обратимся к зарубежным примерам, в том числе опыту норвежской государственной компании «Статойл». В 1991 г. компания приступила к реализации абсолютно новой по идеологии программы LOOP [7] — поддержки поставщиков (субконтракторов) для развития новых, инновационных продуктов, услуг и технологий. Мероприятия программы нацелены помогать малому бизнесу в коммерциализации новых продуктов и технологий в интересах «Статойла»: предусматривают увязку новых видов технологической продукции субконтракторов с конечными потребителями внутри этой компании. 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz