Север и рынок. 2020, № 2.

Сравнение сущности и приоритетов современной и новой федеральной промышленной политики в Арктике Таблица 1 Современная промышленная политика Новая промышленная политика Сущность Государственный лоббизм интересов компаний, реализующих ресурсные проекты в Арктике Инновационная технологическая модернизация добычного и обрабатывающего секторов национальной экономики Цель Помощь корпорации в развертывании нового ресурсного проекта в Арктике Ускорение инновационных процессов в промышленном секторе Арктики и России Объект промышленной политики Местная производственная система: ресурсная корпорация + ресурсный проект Государственно-корпоративная межрегиональная производственная инновационная система: ресурсная корпорация, университет внешней базы освоения, власти территории добычи и базы освоения, ассоциация производителей малого и среднего бизнеса, машиностроительные предприятия освоенной зоны России и др. Ключевые акторы Ограниченный круг федеральных органов исполнительной власти и ресурсных компаний, работающих в Арктике Широкий круг федеральных органов власти, ресурсных корпораций, малого и среднего бизнеса, университетов и НИИ во внешних базах освоения Арктики, власти региона реализации ресурсного проекта и его баз освоения и др. Приоритеты Отраслевые: формирование районного отраслевого, межотраслевого комплекса Платформенные: привлечение передовых практик, технологий, компетенций в проекты Арктики Институты Финансовой, регуляторной и инфраструктурной поддержки ресурсного проекта Помимо традиционных финансовых и инфраструктурных, поддержка и тиражирование новшеств и экспериментов при реализации проекта: через воздействие на мобильность талантов, научно-практические коллаборации, перетоки знания (выставки, конференции и др.) Уровень интеграции (сети) Одноуровневый: государственно-корпоративное партнерство внутри кластера ресурсного проекта Многоуровневый: соединение локальной сети места реализации проекта (пилотныйпроект - его «клоны») с внешней сетью ближайших баз освоения и глобальных компетенций, знания, технологий Издержки и риски Уступки лоббированию «генералов» ресурсных корпораций. Произвольность назначения «победителей» - - получателей господдержки. Рентоискательство чиновников, вовлеченных в процесс распределения средств и получателей государственных субсидий, дотаций, субвенций из числа «уполномоченных» ресурсных корпораций Фрагментация политики: опасности утраты фокуса ввиду широты и сложности объекта поддержки. Блокировки в коммуникации: недостаток сотрудничества между акторами Яркий и очевидный пример издержек «вялого» государства в промышленной политике в Арктике — территории пионерного освоения природных ресурсов в Ненецком, Ямало-Ненецком и Чукотском автономном округах. В Ненецком АО, ввиду нежелания государства устанавливать внятные правила игры по использованию и формированию новых объектов производственной инфраструктуры, компании «Лукойл» и «Роснефть» ведут долгие позиционные битвы за условия доступа к нефтяному варандейскому терминалу, затратные для экономики округа и страны. На п-ове Ямал компании «Газпром» и «НОВАТЭК», желая сохранить полный контроль над логистической схемой обустройства своих месторождений, тратят значительные суммы в дублирующих инфраструктурных проектах. В Чукотском АО устранение государства от инфраструктурного обустройства двух новых соседних проектов «Купол» и «Майское» привело к формированию автономных систем снабжения и вывоза, что для соседних проектов в Арктике следует считать нерациональным. Жесткое расхождение компаний по корпоративным квартирам в деле инфраструктурного и логистического обустройства новых мест добычи явилось прямым следствием отсутствия внятной государственной политики и лишило хозяйствующих субъектов, территории добычи и страну в целом районного эффекта1, на котором строилось все хозяйственное освоение Севера в советское время (районные ТПК, энергосети, сеть расселения и др.). 1Подробнее про районный эффект см. [4]. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz