Север и рынок. 2020, № 2.
Введение Уже в советское время явно обозначилось технологическое отставание добычных ресурсных комплексов на Советском Севере от возникающих в тот же период (1960-1980-х гг) новых производств Зарубежной Арктики (например, тюменский нефтяной Самотлор и аляскинский Прадхо-Бей), которое проявлялось в уровне фондовооруженности работника, степени экономии дорогого здесь живого труда, сроках работы оборудования и частоте его ремонтов и др. Сегодня перед промышленной политикой государства в Арктике выдвигается задача сокращения этого технологического разрыва не только за счет импорта технологий и технологических решений, но и за счет усилий российских машиностроительных предприятий, расположенных как в самой Арктике, так и зоне основного расселения. Требуется активная промышленная политика государства, чтобы принудить корпоративных собственников арктических ресурсных объектов подтянуть к своим требованиям российские машиностроительные предприятия. Новая актуальность исследования этой проблематики, впервые поднятой в работах российских экономистов еще в 1990-е гг., определяется санкционной политикой против России в последние годы, которая закрывает стране легкий доступ к передовым технологиям и технологическим решениям. А они остро востребованы в связи с началом нового масштабного освоения Арктической зоны РФ (АЗРФ). Вызовы этого нового освоения способны, при активной промышленной политике государства, оказать конструктивное давление на технологический уровень современной российской обрабатывающей промышленности. Цель исследования заключалась в том, чтобы в результате оценки современной федеральной промышленной политики в Арктике диагностировать ее ключевые пробелы и обозначить работу по их исправлению. Данная цель определила решение трех задач: 1) обозначить новые приоритеты активной и широко понимаемой федеральной промышленной политики в Арктике; 2) определить межрегиональную инновационную систему новым объектом федеральной промышленной политики в Арктике; 3) охарактеризовать новое содержание промышленной политики государства в Арктике. Новизна исследования определяется абсолютно иной, чем это принято в официальных документах современной арктической политики, трактовкой задач и приоритетов промышленной политики государства в Арктике, значительно более широким и активным ее пониманием. Методика исследования включала ретроспективный, сравнительный и системно-структурный анализ. Постановка проблемы: пробелы современной промышленной политики федерального уровня С одной стороны, российская промышленная политика в Арктике должна быть активнее и мощнее, чем на Зарубежном Севере; с другой стороны, в национальном масштабе она должна быть шире, чем в освоенных районах России. Важнейшие причины, которые определяют необходимость в России более активной государственной промышленной политики в Арктике по сравнению с другими странами, — это «пуповинная связь» экономики Арктики с остальной российской экономикой, климатическая и транспортная экстремальность, оборонные интересы России в этом регионе. Промышленная политика здесь не может быть узко отраслевой, как на «материке», в освоенной зоне, но должна вбирать в себя также и вопросы инфраструктурного (энергетического, транспортного) обеспечения. Неслучайно советский северовед С. В. Славин назвал свою докторскую диссертацию и монографию «Промышленно-транспортное освоение Севера» [1], подчеркивая органичную связь промышленного развития и транспортного обустройства на Севере и в Арктике. Широкое понимание промышленной политики государства в Аркткие характерно и для современных исследователей: например, В. С. Селин справедливо отмечал, что промышленная политика на Севере — это не только налоговые, правовые, таможенные льготные меры, но и помощь в обустройстве производственных баз, формировании локальных индустриальных центров, обслуживающих добывающие провинции [2]. В реальности современная промышленная политика федеральных органов исполнительной власти (табл. 1) строится в духе либеральной триады «регуляторика, инфраструктура, правка провалов рынка», что на деле нередко превращается в государственный лоббизм интересов крупных корпораций, работающих в этом регионе. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. ресурсные корпорации утвердились в качестве главных субъектов промышленности в Российской Арктике. В духе господствующей тогда либеральной макроэкономической парадигмы на них и возлагались основные функции промышленной политики. Дальнейшая практика реального корпоративного освоения региона подтвердила, что ослабленной и на деле преимущественно лоббистской роли государства в формировании промышленной политики здесь явно недостаточно. В своих отношениях с крупными корпорациями, как это теперь уже почти признано даже в либеральных англосаксонских странах, государство должно выступать активно и предприимчиво. Например, такой «новой старой» роли государства посвящена книга директора Института инноваций в государственной политике Марьяны Маццукато [3]. 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz