Север и рынок. 2020, № 2.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ИФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ ИАРКТИКЕ РОССИИ DOI: 10.37614/2220-802X.2.2020.68.007 УДК 332.13 А. Н. Пилясов доктор географических наук, профессор, главный научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина ФИЦ КНЦ РАН, г. Апатиты, Россия ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ: НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ Аннотация. Важнейшим недостатком современной федеральной промышленной политики в Арктике является узкий характер, ориентированный на обслуживание интересов крупных ресурсных корпораций и исключительно привлечение частных инвестиций в Арктику. Стоит задача радикального переформатирования государственной промышленной политики, чтобы она стала реальным фактором инновационной модернизации арктической и всей российской экономики. Для инновационного развития экономики страны и Арктики мало привлечь новые инвестиции в Арктическую зону, нужно, чтобы государство выступило в роли активного координатора, объединяющего ресурсные корпорации, научно-образовательный комплекс тыловых баз освоения, машиностроительные предприятия зоны основного расселения, и сформировало инновационную систему «тройной спирали». В этом случае эффекты от новых ресурсных проектов будут работать на экономическое усиление не зарубежных субподрядчиков, а отечественных обрабатывающих предприятий и всей российской экономики. В статье вводится понятие межрегиональной инновационной системы как объекта новой промышленной политики государства в Арктике. Ее ядром выступает добычная платформа нового ресурсного проекта, интегрированная в локальные и национальные научно-производственные сети. Сущность новой федеральной промышленной политики в Арктике определяется необходимостью ускорять позитивные структурные изменения в добычном секторе арктической экономики и в обрабатывающем секторе российской промышленности, всего процесса модернизации отечественного производства. Ключевые слова: арктическая промышленная политика, межрегиональная инновационная система, субконтрактация ресурсной компании и малого бизнеса тыловых и форпостных баз освоения Арктики, межотраслевые связи северных ресурсных компаний и предприятий обрабатывающей промышленности освоенной зоны России. A. N. Pilyasov Doctor of Sciences (Geography), Professor, Chief Researcher G. P. Luzin Institute for Economic Studies of the FRC “Kola Science Centre of RAS”, Apatity, Russia INDUSTRIAL POLICY IN THE ARCTIC: NEW PRIORITIES AT THE FEDERAL LEVEL Abstract. The most important drawback of the modern Federal industrial policy in the Arctic is its narrow character, focused on serving the interests of large resource corporations and attracting private investm en t in the Arctic. The task is to radically reformate the industrial policy to make it a real factor in the innovative modernization of the Arctic and the entire Russian economy. For the innovative development of the economy of the country and the Arctic, it is not enough to attract new investments in the Arctic, it is necessary for the state to act as an active coordinator, uniting resource corporations, the scientific and educational complex of logistics development bases, machine-building enterprises of the main settlement zone, and forming an innovative “triple helix” system. In this case, the effects of new resource projects will work for economic benefits of domestic manufacturing enterprises and the entire Russian economy rather than for foreign subcontractors. The concept of an interregional innovation system is introduced as an object of the new industrial policy in the Arctic. Its core is the mining platform of the new resource project, integrated into local and national research and production networks. The essence of the new Federal industrial policy in the Arctic is determined by the need to accelerate positive structural changes in the mining sector of the Arctic economy and in the manufacturing sector of the Russian industry. Keywords: Arctic industrial policy, interregional innovation system, subcontracting of resource company with small businesses of the major development bases of the Arctic, intersectoral relations of the Arctic resource companies and manufacturing enterprises of the developed zone of Russia. 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz