Север и рынок. 2020, № 2.
марки ARCO доставляется челночными танкерами на тот же танкер-накопитель, пропускная способность этого проекта в 2020 г. — максимум 6 млн т. С учетом соглашения ОПЕК+, добыча нефти по этим двум проектам может составить порядка 10 млн т [18, с. 69]. Таким образом, объем морского экспорта арктической нефти может составить порядка 17 млн т в год. При этом при формировании новых арктических торговых маршрутов следует прежде всего оценить влияние расширения морских коммуникаций на среду обитания и функции экосистем [19], особенно в прибрежных регионах [20], с учетом весьма вероятной аварийности в процессе добычи и транспортировки нефти в сложных арктических условиях [21]. В заключение, следует подчеркнуть стратегическое значение сырьевых ресурсов в современной экономике России. Для снижения такой чрезмерной зависимости следует преодолеть ручную модель концентрации и регулирования нефтегазовых доходов в федеральном бюджете и ФНБ с последующим потреблением этих доходов. Задача состоит в развитии финансовых рынков, перераспределяющих нефтегазовые доходы естественным путем между иными перспективными сферами российской экономики. Литература 1. BP statistical review of world energy 2019. 68th edition. P. 62. URL: https://www.bp.com/en/global/ corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html (дата обращения: 27.05.2020). 2. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы РФ за 2018 г. М.: Министерство финансов РФ, 2019. 172 с. 3. Министерство финансов РФ. Федеральный бюджет. URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/ (дата обращения: 28.05.2020). 4. Экспорт и импорт России по товарам и странам // Ru-stat. URL: https://ru-stat.com/ (дата обращения: 29.05.2020). 5. Проклятие черного золота // Аргументы и факты, 2020. № 17. 28 апр. 6. Зорин И. С., Каницкая Л. В. Итоги большого налогового маневра в нефтегазовом секторе экономики России // Фундаментальные исследования. 2018. № 8 С. 59-65. 7. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» №-301-ФЗ, 2018, 3 авг. // Российская газета. 2018. 3 авг. 8. Петлевой В. Мощность экспортного нефтепровода «Дружба» снижена на треть // Ведомости. 2019. 5 мая. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/05/05/800733-moschnost-nefteprovoda- druzhba (дата обращения: 06.06.2020). 9. Россия отчиталась о поставках нефти по «трубе» в 2019 г. С кем конкурируют Беларусь и «Дружба» // Новости TYT.BY . 2020. 19 янв. URL: https://news.tut.by/economics/669241.html (дата обращения: 08.06.2020). 10.Филимонова И. В. Нефтегазовый комплекс в социально-экономическом развитии регионов Восточной Сибири // Экономика Сибири в условиях глобальных вызовов XXI века: сб. мат-ов в 6 т. / под ред. В. И. Суслова, Н. В. Горбачевой. Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2018. С. 259-267. 11.Sharf I. V., Borzenkova D. N., Grinkevich L. S. Tax incentives as the tool for stimulating hard to recover oil reserves development // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 19. “XIX International Scientific Symposium in honor of Academician M. A. Usov “Problems of Geology and Subsurface Development”, PGON 2014”. 2015. P. 12-079. 12.Филимонова И. В., Эдер Л. В., Немов В. Ю., Проворная И. В. Прогноз добычи нефти в регионах Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) // Бурение и нефть. 2019. № 07-08. С. 9-19. 13.BP statistical review of world energy 2017. 66thedition. P.62. 14.Blunden, M. (2012). Geopolitics and the Northern sea route // International affairs. 88(1). 115-129. 15.0verland I. Russia's Arctic energy policy // International Journal. 2010. Vol. 65. No. 4. P. 865-878. 16.Baker, B. (2010). Law, science, and the continental shelf: the Russian Federation and the promise of Arctic cooperation. Am. U. Int'l L. Rev. 25. 251. 17.Развитие морских перевозок углеводородных ресурсов в Арктике / Н. А. Высоцкая, Г. П. Евдокимов, М. Д. Емельянов, А. М. Ершов и др. Апатиты: КНЦ РАН, 2009. 163 с. 18.Козьменко С. Ю. Региональные факторы экономического развития морских коммуникаций в Арктике // Морской сборник. 2020. № 6. С. 66-70. 19.Miller A. W., Ruiz G. M. Arctic shipping andmarine invaders // Nature Climate Change. 2014. Vol. 4. No. 6. P. 413. 20.Agarkov S.,Kozmenko S.,Teslay A. Organizing an oil transportation system in the Arctic // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science International Scientific Round Table “Logistics in the Arctic: problems of international cooperation”. 2020. P. 012011. 21.Knol M., Arbo P. Oil spill response in the Arctic: Norwegian experiences and future perspectives // Marine Policy. 2014. Vol. 50. P. 171-177. 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz