Север и рынок. 2020, № 2.

Транспортировка нефти по магистральным нефтепроводам и через морские порты (дальнее зарубежье), млн т [9] Таблица 2 Направление Транспортныйузел, магистраль 2018 2019 2020 (план) Запад Нефтепровод «Дружба» 48,9 42,3 50,0 В том числе: 20,6 16,1 - Германия Польша 15,0 13,1 - Чехия 4,0 3,8 - Словакия 5,2 5,0 - Венгрия 4,1 4,3 - Морские порты: Приморск 38,5 47,5 33,0 Усть-Луга 27,8 26,4 23,0 Новороссийск 27,6 31,0 25,0 Итого (Запад) 142,8 147,2 131,0 Восток Нефтепровод «Восточная Сибирь-Тихий океан» ОтводГраница РФ-КНР «Сковородино-Мохе», том числе: Китай 28.3 28.3 30.0 30.0 30.0 30.0 Морскойпорт Козьмино 30,4 33,2 34,0 В том числе: Китай 23,7 25,9 26,5 Нефтепровод «Граница РФ- Казахстан - КНР» 10,0 10,0 10,0 В том числе: Китай 10,0 10,0 10,0 Итого (Восток) 68,7 73,2 74,0 Всего 211,5 220,4 205,0 Справочно Поставки на НПЗ России и в ближнее зарубежье В том числе: 268,3 264,6 283,5 НПЗ России 249,3 246,0 259,0 НПЗ Белоруссии 18,0 17,6 23,5 НПЗ Казахстана 1,0 1,0 1,0 Вполне оправданное стремление России перенаправить экспорт в Китай повлияет на объем экспорта нефти в Европу, поскольку сейчас Россия наращивает мощности по добыче нефти в основном в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, но разработанных запасов этого региона недостаточно для обеспечения требуемых объемов смеси Urals и увеличивающихся объемов смеси ESPO западносибирской легкой нефтью Siberian Light. С другой стороны, мощности нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» и порта Козьмина недостаточно для существенного наращивания экспорта в Китай. Это подтверждает необходимость развития и ресурсной базы добычи нефти и транспортной инфраструктуры в арктических регионах. Добыча нефти в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) по существу вышла на максимально возможный уровень в виду выработанности основных месторождений региона — Ванкорского (Красноярский край), Верхнечонского (Иркутская область) и Талаканского (Республика Саха (Якутия) [10, 11]. Активная разработка этих месторождений позволила увеличить добычу нефти за посткризисные годы с 1,4 (2008 г.) до 55 (2018 г.) млн т, или до 9,9 % от российской добычи. В 2018 г. в Иркутской области, Красноярском крае и Республике Саха (Якутия) добыча составила 18,3; 24,4 и 12,3 млн т соответственно [12, с. 9-11]. Рост добычи нефти на этих месторождениях и в целом в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) связан с введением в эксплуатацию 1 и 2 очередей магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», а также двух очередей «китайского» отвода «Сковородино - Дацин» и «Сковородино - Мохе» общей мощностью до 30 млн т в год, что позволило довести экспорт нефти в Китай только по этому направлению до 28,5 млн т в 2019 г. Сложившаяся структура транспортировки нефти позволила России уже в уже в 2016 г. [13, с. 24] году занять первую позицию по объему поставок сырой нефти в Китай, оставив позади прежнего лидера Саудовскую Аравию (52,5 и 51,0 млн т соответственно). Однако следует подчеркнуть, что экспорт сырой нефти в Китай из стран в целом в 2018 г. составил 203,1 млн т [1, р. 28], включая Ирак (45,0), Кувейт (23,2), Саудовскую Аравию (56,7) и ОАЕ (12,2), что более, чем в 2,8 раза превышает экспорт России. Это создает предпосылки для конкурентного преимущества российской нефти ESPO на энергетическом рынке Китая. Россия имеет явные геополитические и логистические преимущества. Поскольку Китай является ведущим в мире импортером нефти (порядка 470 млн т в год) и нефтепродуктов (более 80 млн т в год) 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz