Север и рынок. 2020, № 2.

1960-1970 гг. стали рассветом советской нефтегазовой энергетики — нефть и газ пришли в Европу, были построены трубопроводы («Дружба» и «Союз»), которые способствовали утверждению не только экономического, но и геополитического присутствия СССР в этом регионе, способствовали разрядке международной напряженности в эпоху холодной войны. Нефть и газ настолько органично вписались в повседневную жизнь европейцев, что являются неотъемлемой частью национальной безопасности стран Европы, а какие-либо сбои в снабжении и поставках этого топлива может привести к возникновению социальной нестабильности. Уже в 1981 г. на Самотлорском нефтяном месторождении была добыта миллиардная тонна нефти, исторический максимум добычи нефти был достигнут в СССР в 1988 г. (624 млн т), а РСФСР — в 1983 г. (564,0 млн т), к этому значению постсоветская Россия впервые приблизилась только в 2018 г., в 2019 г. в связи с соглашением ОПЕК+ добыча снизилась до 560,2 млн т. В этих условиях остается актуальной проблема формирования доходной части федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов. Нефтегазовые доходы формируются за счет поступлений двух видов платежей за добычу (налог на добычу полезных ископаемых — НДПИ нефти, природного газа и газового конденсата) и экспорт (вывозная таможенная пошлина на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти) полезных ископаемых. Изменение этих структурных пропорций проводятся в процессе проведения налоговых маневров, которые непрерывно инициируются в нефтегазовом секторе экономики России, начиная с 1995 г. Экономическим содержанием текущего большого (четвертого) налогового маневра (БНМ-2015 г.) является, кроме необходимости увеличения доходов бюджета за счет увеличения ставки НДПИ, создание условий для стимулирования экспорта сырой нефти и модернизации российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) путем снижения вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и светлые нефтепродукты (керосины, бензины, нафту, дизельные топлива и светлое печное топливо). Здесь же предпринималась попытка отсрочить введение 100 % пошлины на темные нефтепродукты (все виды мазутов, дистиллятные масла, газотурбинные и моторные топлива, вакуумные газойли, гудроны и битумы). Анализ итогов проведения БНМ [6, с. 59-65] свидетельствует о том, что последний не смог достичь поставленных целей в виду ужесточения санкций в 2015-2018 гг., поскольку налоговый маневр планировался в 2014 г. в условиях более мягкого санкционного режима. Поэтому в августе 2018 г. президент РФ В. В. Путин подписал пакет законов о завершении БНМ в нефтегазовой отрасли [7] — по предложению Министерства финансов утвержден порядок завершения БНМ за шесть лет: ежегодно снижать на 5 % и к 2024 г. довести экспортную пошлину до нуля, повышая НДПИ пропорционально. Таким образом, практически вся налоговая нагрузка нефтегазового сектора перейдет на внутренний рынок, что позволит стимулировать наращивание экспорта нефти и нефтепродуктов, активизировать работу НПЗ и вернуть часть доходов от беспошлинной торговли нефтью и нефтепродуктами со странами ЕС. Всего за время проведения налогового маневра (2015-2019 гг.) доля НДПИ в структуре нефтегазовых доходов увеличилась с 38,2 % в 2014 г. до 75,4 % в 2019 г., рис. 2 [3]. Рис. 2. Структура нефтегазовых доходов федерального бюджета России в 2014-2019 гг. (доля в объеме нефтегазовых доходов, %) 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz