Север и рынок. 2020, № 2.

Распределение МСП по секторам экономики по данным за 2018 г.* Таблица 15 Регионы Соотношение, в% производственный сектор непроизводственный сектор Российская Федерация (справочно) 29,9 70,1 Архангельская обл., в т. ч. Ненецкий АО 29,9 70,1 Мурманская обл. 25,2 74,8 Ямало-Ненецкий АО 33,7 66,3 Республика Карелия 29,8 70,2 Республика Коми 28,1 71,9 *Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики (URL: www.gks.ru) . Таблица 16 Плотность железнодородный путей общего пользования на конец года, км путей на 10 тыс. км2территории* Регионы 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Архангельская обл., в т. ч. Ненецкий АО 30 30 30 30 30 30 30 30 30 Мурманская обл. 60,0 60,0 60,0 60,0 60,0 60,0 60,0 60,0 60,0 Ямало-Ненецкий АО 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 Республика Карелия 123 123 123 123 123 123 123 123 123 Республика Коми 41 41 41 41 41 41 41 41 41 *Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики (URL: www.gks.ru) . Таблица 17 Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием 2 * на конец года, км путей на 1 тыс. км2территории Регионы 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Архангельская обл., в т. ч. Ненецкий АО 18 19 20 21 21 21 21 21 21 Мурманская обл. 19,0 20,0 23,0 23,0 23,0 23,0 23,0 23,4 23,4 Ямало-Ненецкий АО 1,8 1,8 2,4 2,8 2,8 2,9 3,0 3,0 3,1 Республика Карелия 37 37 44 46 47 47 48 48 48 Республика Коми 14 14 14 15 15 16 16 16 16 *Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики (URL: www.gks.ru) . В структуре валового регионального продукта (ВРП) Мурманской области в отличие от других регионов Западной Арктики, в которых преобладает отрасль «добыча полезных ископаемых», наблюдается смещение к отрасли «сельское, лесное хозяйство, охота и рыболовство» (за счет рыболовства) и увеличение доли продукции с более высокой добавленной стоимостью (рис. 4), производство которой инициируется крупными компаниями. Это предопределяет роль МСП в регионе как второстепенного «обслуживающего» крупный бизнес по тем направлениям деятельности, которые являются для него «непрофильными». Такая особенность экономической активности в Мурманской области определяет актуальность реализации ее хозяйствующими субъектами концепций аутсорсинга, а для органов власти региона ставит задачу создания благоприятного делового климата для привлечения компаний из других регионов или стран, которые могут выполнять роль аутсорсера, а также задачу консолидированного управления созданной сетью организаций на основе кластерного подхода. В ином случае это будет приводить к развитию в регионе внутреннего аутсорсинга, выражаемого в создании дочерних и зависимых обществ и управляемых предприятий. Такая концентрация экономической активности без ее своевременного распространения будет монополизировать экономику региона со всеми вытекающими негативными последствиями, не позволит получить ожидаемых экономических эффектов от «разгрузки» основного производства крупными компаниями и, в итоге, может привести к возвратным процессам слияния ранее выделенных бизнес-структур. Такая нестабильность и неуправляемость экономической активности не будет способствовать диверсификации экономики региона и ее развитию. Указанные особенности проявления экономической активности снижают вклад Мурманской области в формирование ВВП регионов Западной Арктики (рис. 5). 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz