Север и рынок. 2020, № 2.

Keywords: Arctic zone of the Russian Federation, regional management system, management structure, development strategy, management, integration, quality standard, management mechanism. Введение Стратегия развития Российской Арктики до 2035 г., принятая в соответствии с Указом Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», утвердила основы геополитики в Арктике, ее цели и задачи [18]. В качестве одной из основных целей данной стратегии является ускорение экономического развития территорий АЗРФ и увеличение их вклада в экономический рост страны [16]. Важнейшим резервом повышения темпов экономического развития Российской Арктики является, по мнению специалистов, модернизация системы управления. Ее анализ позволяет сделать вывод о том, что она не представляет собой в настоящее время единого целого, где координировались бы локальные цели и задачи социально-экономического развития каждого из регионов [10]. Реальная межрегиональная интеграция в Российской Арктике практически не осуществляется из-за высокого уровня пространственной, информационно-коммуникационной, а также социально-экономической разобщенности регионов — субъектов АЗРФ. В то же время территориально АЗРФ в ее настоящем виде можно представить в качестве целостного макрорегиона России, характеризуемого общностью климатических, экологических, социальных и демографических проблем, требующих комплексных решений на основе интеграции ресурсов и управленческих решений [3, 6, 11]. Однако снова отметим, что система управления экономикой регионов АЗРФ в настоящее время не представляет собой единого целого, где координировались бы цели и задачи социально-экономического развития регионов. АЗРФ является виртуальной системой, в которой слабо просматриваются горизонтальные связи и регионы не объединены общей целью [1]. Целесообразность разработки предложенной в статье темы обусловлена необходимостью усиления интеграционных процессов в управлении регионами АЗРФ «по горизонтали», способствующих созданию новой конфигурации их взаимоотношений в рамках инновационной экономики на основе создания единых управленческих стандартов. Целью исследования является определение принципов и методов управления сетевыми структурами пространственной организации экономической деятельности на территории АЗРФ. Для ее достижения необходимо решить комплекс задач, связанных с обоснованием структуры и содержания эффективной межотраслевой системы управления региональными ресурсами; формированием единых принципов управления как на региональном, так и на межрегиональном уровне [17]. Научная новизна исследования заключается в авторской трактовке сущности и содержания региональных систем управления как элементов мегасистемы АЗРФ на основе использования предлагаемых информационно-сетевых методов управления, позволяющих внедрить единые стандарты построения организационных структур управления. Методология исследования базируется на системном подходе, когда АЗРФ представляется как макросистема, включающая в себя ряд регионов, объединенных общей целью и реализующих в то же время конкретные цели хозяйствующих субъектов. Теоретической основой исследования являются положения теории региональной экономики, а также современные парадигмы и концепции ее развития. Методологической основой исследования является синтез теоретических положений региональной экономики, а также организации и управления, основанных на системном подходе. В этой связи интерес представляют работы в области межрегионального управления таких специалистов, как: Ю. Ф. Лукин, И. В. Каторин, А. А. Чураков, Ю. Л. Гилярова. Их работы посвящены различным аспектам межрегионального сотрудничества. В практическом плане идеи этих авторов были реализованы в процессе создания дополнительных структур, решения которых носили рекомендательный характер и мало влияли на экономическую политику регионов. В АЗРФ функционирует множество субъектов управления, осуществляющих свою экономическую деятельность в соответствии с различными принципами [21]. Крупные корпорации, нередко объединенные в промышленные кластеры, предприятия малого и среднего бизнеса уже давно строят свою управленческую деятельность в соответствии с международными и национальными стандартами качества [22, 26], в то время как во властных структурах наибольшее распространение получил принцип «ручного управления», игнорирующий научные подходы к подготовке и принятию решений. Важным объектом исследования становится система взаимосвязей как между хозяйствующими субъектами единого регионального пространства АЗРФ, так и регионов со внешней средой. Формирование эффективной системы связей при взаимодействии арктических регионов требует новых методов управления на основе «сетизации» и информационных технологий, которые в конечном результате способствуют созданию региональной информационной экономики. Термин «сетизация» появился в процессе развития информационного общества и информационной экономики. Он означает метод формирования сети с ее узлами и связями для достижения целей в соответствии с потребностями решения конкретных задач на основе принципа разнообразия. Сетевые структуры являются современным методом координации деятельности с помощью рыночных механизмов при активном использовании человеческого 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz