Север и рынок. 2020, № 2.

«Сегодня исследования условий и факторов развития предпринимательства в РФ проводятся регулярно. Наиболее обширные репрезентативные исследования проводились ОПРОЙ России (Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства), РСПП (Российским союзом промышленников и предпринимателей), Правительством РФ. В большинстве регионов проводятся собственные исследования, как правило, носящие более узконаправленный характер» [1]. В современных зарубежных исследованиях региональный аспект проблемы управления хозяйственной системой приобретает территориально-поселенческий аспект. Он рассматривается с точки зрения таких факторов, как плотность малых предприятий в регионе (Reynolds [13], Foelster [14]; Audresch and Fritsch [15]), влияние предпринимательства на создание и ликвидацию рабочих мест в регионе (Hart and Hanvey [16], влияние факторов на процесс рождения малых фирм (D. Keeble [17], влияние на предпринимательство инфраструктуры и экономических барьеров в зависимости от масштаба и типа местности, кластеры и индустриальные дискриты [18]. Также национальные различия в уровне развития предпринимательства широко изучаются в рамках международного проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM) [19]. Таким образом, развитие научной мысли в рассмотренных теориях прошло эволюцию от общей специализации региона до конкретизации размещения в нем определенных производств, которое переросло в концепцию отождествления региона с особой экономической системой, представляющей собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных объектов разных форм собственности и базирующихся на них форм хозяйствования, формирующих предпринимательскую среду конкретной территории. Посредством управления предпринимательской средой государство регулирует условия хозяйственной деятельности в регионе, определяет направленность и интенсивность экономической активности. Как следствие, это будет определять «управляемость» экономической активности на региональном уровне, регулирование которого в рамках механизма управления региональной экономической системой возможно за счет «адресных» микроинструментов. Основными направлениями воздействия данных микроинструментов являются труд, капитал и инфраструктурные условия в регионе. В качестве возможных форм воздействия на труд являются региональные программы развития непрерывного образования в регионе, программы переселения в регион, жилищные программы и др. На капитал на региональном уровне воздействие осуществляется за счет применения налоговых инструментов (каникулы, льготы), выдача ссуд и грантов, льготного кредитования, создания особых экономических зон. Инструментами развития инфраструктуры являются софинансирование, участие в федеральных программах и конкурсах, реализация собственных региональных программ по повышению комфортности проживания в регионе. Множественность «адресных» микроинструментов в условиях ограниченных ресурсов требует их приоритезации. Это определяет необходимость выявления факторов социально-экономического развития региона и их классификации, на основе которой может быть разработан соответствующий комплекс мер управления, способствующий оптимизации экономической активности в конкретном регионе. Методы исследования Для выявления факторов социально-экономического развития, оказывающих влияние на экономическую активность в регионе, был применен метод индукции и сравнения, заключающиеся в том, чтобы на основе общих арктических факторов выявить факторы, выделяющие Мурманскую область среди других аналогичных ей регионов. Затем произведена группировка данных факторов для построения классификации по признаку пространственной принадлежности факторов социально-экономического развития. На основе предложенной классификации факторов предложены рекомендации по условиям оптимизации экономической активности в регионе. В качестве аналогичных регионов для сравнения с Мурманской областью выбраны регионы Западной Арктики. Информацией для анализа послужили данные Федеральной службы государственной статистики. Результаты и дискуссия Стратегией развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. нормативно установлены следующие социально-экономические особенности: - экстремальные природно-климатические условия; - очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения; - удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок ресурсов; - низкая устойчивость экологических систем. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz