Север и рынок. 2020, № 2.

Внутри штата развитие получили транспортные коммуникации между тремя центрами системы расселения (города Анкоридж, Фэрбенкс, Джуно), представленные автомобильными и железнодорожными дорогами. Связь территорий штата с центральной частью страны в большинстве случаев осуществляется авиацией или морскими путями, хотя есть и прямое дорожное сообщение по Аляскинской трассе через Канаду. С точки зрения местоположения, Аляска представляет собой полуэксклав [23], активная урбанизация и хозяйственное освоение которого начались после передачи территорий под юрисдикцию США. Сегодня Аляска является одним из самых малочисленных штатов США: на площади в 1,5 млн км2, что составляет порядка 16 % площади страны, проживает 737 тыс. жителей по данным на 2018 г. (для сравнения: 553 тыс. чел. в 1990 г.)1. К настоящему моменту в штате сформировалась полицентричная форма расселения, состоящая из Анкориджской агломерации (340 тыс. чел.), агломерации Фэрбенкса (97 тыс. чел.) и юго-восточного региона со столицей Джуно. Соответственно, наименее заселен север штата. А стабильный рост численности населения штата в настоящее время происходит за счет проводимой социально направленной государственной политики [11]. Стоит отметить, что в США пространственное и экономическое развитие штата находится в зоне его собственной ответственности (федеральное правительство не имеет власти над пространственным и экономическим планированием штата), а управление стратегией пространственного (регионального развития) осуществляется через грантовую поддержку региональных планов развития [27]. Выводы Таким образом, можно сделать заключение, что в зарубежных северных странах и регионах значительные запасы ресурсов (сырья) не всегда являются основным фактором размещения предприятий по их переработке. В современных условиях все большее значение имеет рыночный фактор, а именно близость транспортных узлов для экспорта продукции и импорта материалов, крупных научно-промышленных центров, открывающих фирмам доступ к инновациям и передовым достижениям техники значительно раньше отдаленных регионов, а также близость самих рынков сбыта. При этом идея размещения новых перерабатывающих предприятий в местах достижения наибольшей эффективности на всех стадиях производства продукции высокой добавленной стоимости, иначе в инновационных зонах, сопряженных межрегиональными социально-экономическими процессами и магистральной транспортной инфраструктурой, на наш взгляд, представляет больший интерес для российских регионов, нежели сырьевая привязка или ориентация лишь на потребителя. Что касается вопросов организации системы расселения на Российском Севере и в Арктике, большие территории делают возможным использования модели вахтового освоения, однако эти земли уже являются наиболее заселенными в мире (в советский период реализовывалась модель одновременного широкомасштабного заселения и освоения). Соответственно, поддержание освоенности необходимо в целях стимулирования их развития, обеспечения национальной безопасности, решения проблем экономического роста территории [28]. Исторический опыт зарубежных стран и его глубокое и корректное осмысление представляют особый интерес для ученых в рамках исследования ЭП России, органов власти в целях обеспечения пространственного развития территорий. В целом, несмотря на существование в отдельных регионах России документов пространственного (зачастую не отделенного от регионального) планирования и некоторых инструментов управления экономическим пространством территорий, разработку Стратегии пространственного развития России на период до 2025 г., в полном объеме пространственное управление территориями не осуществляется, а пространственная трансформация слабоуправляема, на наш взгляд. В целях повышения уровня управляемости пространственными трансформациями, формирования оптимальной структуры ЭП России, в том числе ее северных территорий, по нашему мнению, следует: 1. Разработать прозрачную и адекватную современным условиям систему пространственного планирования, учитывающую специфические для России социальные, геоэкономические и геополитические характеристики. В перспективе способствовать разработке взаимоувязанных пространственных планов каждого региона на основе принципов демократии и делегирования широких полномочий местным органам власти, согласованности действий на различных уровнях власти, соизмеримости (средства должны соответствовать целям). 2. Способствовать активному взаимодействию и многосторонней коммуникации органов региональных власти и местного самоуправления, граждан и бизнес-структур, научного сообщества на этапах как разработки, так контроля и реализации пространственных стратегий и планов, что особо актуально для северных территорий в силу нарастания поляризации и разорванности их пространств. 1 City population. Population Statistics for Countries, Administrative Areas, Cities and Agglomerations — Interactive Maps and Charts. URL: http://www.citypopulation.de 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz