Север и рынок. 2020, № 2.

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть практику размещения промышленного производства и расселения людей, организации транспортных путей на примере зарубежных северных стран и регионов, выявляя в процессе ряд влияющих факторов. Наибольший интерес при этом представляют страны Европы, Канада и США (табл. 2). Таблица 2 Факторы и условия организации каркаса экономического пространства* Страна Производственный каркас Каркас расселения Норвегия В размещении предприятий ключевых секторов экономики преобладают сырьевой (близость к источникам энергии, сырья и др. ресурсов) и транспортный (ориентация на крупные порты ввиду необходимости значительного импорта некоторых видов сырья и экспорт продукции приоритетно морским транспортом) факторы Скандинавский путь первоначально был нацелен на заселение северных территорий и реализовывался с опорой на местные ресурсы и местное постоянное население. В настоящее время политика заселения стала несколько сдержанней Финляндия В размещении предприятий ключевых секторов экономики преобладают сырьевой (близость к источникамэнергии, сырья и др.) и транспортный (ориентация на крупные порты, обеспечивающие экспорт продукции) факторы. Также выявлено влияние рыночного фактора (ориентация на местоположение потребителя, обеспечивающее снижение транспортных издержек, улучшение сервисного обслуживания) в размещении целлюлозно-бумажных производств; научного, кадрового и др. потенциала крупных городов в размещении предприятийхимических и др. наукоемких производств Швеция На размещение предприятийметаллургии влияют сырьевой (близость к источникам энергии) и транспортный (ориентация на порты) факторы. Для химической и бумажной промышленности характерна значительная привязка к потребителю продукции, для др. наукоемких производств—к крупным городам, обладающимресурсами, возможностями, научным потенциалом Канада На размещение предприятийпереработкиуглеводородов значительно влияеттранспортный фактор (ориентация на крупные порты ввиду необходимости значительного объема импорта сырья или на размещение производств вблизи крупных транспортных узлов). Ведущие центрыметаллургии ориентированына экспорти приближеныкюжной границе, химической промышленности—на сырьевой фактор и привязку к угольному и металлургическому производству. Предприятия лесопромышленного комплекса и целлюлозно-бумажнойпромышленноститрадиционно размещаются с учетомсырьевых факторов, однако в последнее время создаются целлюлозно-бумажного производства ориентированные на кооперирование с лесопилением Путь Канады и США первоначально был ориентирован на освоение природных ресурсов посредством привлечения вахтовым способом трудовых ресурсов, а не заселение территорий США (штат Аляска) Размещение предприятий нефтепереработки и нефтехранилищ ориентировано как на обеспечение самой сырьевой базынефтепродуктами, так и на облегчение экспорта (развитиеморскойинфраструктурыс цельюналаживаниярегулярных поставокпродукции и сырья на внешние рынки) *Составлено автором. Как отмечают В. В. Фаузер и И. Г. Назарова [11], приполярные районы Норвегии, Швеции и Финляндии в силу природно-климатических условий и удаленности от центров экономической жизни долгое время представляли собой малообжитую и экономически слабоосвоенную территорию. Их индустриализация происходила в основном за счет собственных трудовых ресурсов путем внутреннего территориального и отраслевого перераспределения. При этом на севере Норвегии и Финляндии потоки населения «в промышленность» сопровождались созданием непосредственно у предприятий поселков городского типа (с чем схожа российская практика), в то время как на севере Швеции процесс концентрации населения около предприятий проходил медленнее, что объясняется более быстрым развитием сети автомобильных дорог, налаженным автобусным сообщением и высокой степенью «автомобилизации» населения. Норвегия Норвежскую модель размещения объектов производственного каркаса определяет наличие дешевой гидроэнергии, с чем связано развитие энергоемких обрабатывающих производств, электрометаллургии и электрохимии, производства алюминия, никеля и др. В то же время многие предприятия переработки закупают в значительных объемах импортное сырье и полуфабрикаты, что обусловливает близость промышленных заводов к портам. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ; нефтегазовый сектор является ключевым в экономике станы) размещены в городах — крупных портах, расположенных вблизи месторождений (например, города Монгстад и Ставангер), так как внутреннее потребление углеводородов в стране низкое и свыше 90 % ископаемых экспортируется. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz