Север и рынок. 2020, № 2.
В настоящее время в российской практике (иАрктика здесь не исключение) существует определенная зависимость — уровень развития СП во многом определяется имеющимся экономическим потенциалом (куда входит не только финансовая поддержка этой сферы из регионального и местного бюджетов, но и наличие со стороны жителей платежеспособного спроса на социальные услуги негосударственного сектора), социальным и человеческим потенциалом. Вместе с тем в Арктике особое внимание должно уделяться формированию и реализации социальных проектов, направленных на оказание социальных услуг малообеспеченным жителям, учитывая, что основной целью работы социальных предпринимателей и предприятий является решение социальной проблемы и получение прибыли рассматривается лишь как средство ее достижения, основными получателями услуг являются социально незащищенные группы (дети, пожилые, инвалиды и т. п.). Расширение доступа социальных предприятий к работе в отраслях социальной инфраструктуры будет способствовать не только повышению доступности, качества и разнообразия социальных услуг, но и окажет положительное воздействие на рост социальной и предпринимательской активности жителей регионов Арктики. Социальное предпринимательство в Арктике в концентрированном виде отражает тенденцию к поиску инновационных путей решения социальных и экологических проблем как новую парадигму отношений бизнеса, государства и общества. Увеличение масштаба СП содействует развитию более активной государственной политики по расширению доступа НКО и социальных предпринимателей к оказанию услуг в социальной сфере и формированию соответствующего государственного заказа, а также более эффективному использованию средств государственных программ в сфере занятости1 и деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства2 в социальной сфере. Новые возможности открываются в связи с этим для развития трехсекторного партнерств бизнеса, власти и НКО, а также для проектов ГЧП и сотрудничества крупного, среднего и малого бизнеса в социальной сфере. Стимулируя внутренние источники саморазвития, можно добиться уравновешивания внешнего (экзогенного), преимущественно ресурсного освоения Арктики и создать условия для сохранения квалифицированной рабочей силы и интеллектуального потенциала в ядре арктических городов как форпостных баз [30]. Заключение При всей сложности осуществления СП в Арктике как специфического вида экономической деятельности, развивающегося в условиях природных и инфраструктурных ограничений, необходимо отметить его значимое влияние на развитие творческой активности населения, на осуществление инновационных деловых идей, то есть на те факторы, которые вносят существенный вклад в формирование человеческого капитала и повышение качества жизни населения. Но не только. Социальное предпринимательство в отраслях социальной инфраструктуры призвано расширить возможности самого населения арктических территорий в получении необходимых социальных услуг надлежащего качества, доступных как в пространственном аспекте, так и в стоимостном. Необходимо отметить, что тенденции развития СП близки к тенденциям развития «зеленой экономики», так как и там, и там присутствует мотив самоокупаемости и развития инноваций и креативности. Это соответствует мировым тенденциям. Бюджетные средства ограничены практически во всех странах, их не всегда хватает на решение социальных и экологических проблем, которые тем не менее требуют своего неотложного решения. Безусловно, развитие арктического СП во многом зависит не только от государства, но и от уровня его поддержки социально-ответственным бизнесом, общественными организациями, образовательными структурами и арктическими сообществами в целом. Учитывая, что СП в Российской Арктике в настоящее время развито слабо и в региональномразрезе представлено неравномерно, значительный интерес представляет опыт тех регионов, которые не являются арктическими, но имеют схожие природно-климатические условия и особенности - - преобладание сырьевого бизнеса, низкую транспортную доступность, плотность населения и т. п. В данном случае речь идет об опыте Ханты-Мансийского АО, занимающего лидирующие позиции 1 Постановление Правительства РФ от 22 января 2015 г. № 35 «О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» // Гарант. URL: http://base.garant.ru/ 70852376/#ixzz6MxsWaS3V (дата обращения: 20.05.2020). 2Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz