Север и рынок. 2020, № 2.

при поддержке ПАО «ГМК “Норильский Никель”» реализуют проект «Бизнес-инкубатор социальных предпринимателей Арктики» [33]. В 2017 г. открыт Деловой клуб социальных предпринимателей Арктики, созданный АНО «Центр управления проектами», формирующий пилотные социальные проекты в Норильске, на Таймыре и в Мурманской области. И, как показывает пример ПАО «ГМК “Норильский Никель”», создание условий для межсекторного сотрудничества и социального партнерства с местным сообществом, выражающееся в развитии и реализации на практике идеи СП, является не только значимым фактором социально-экономического развития регионов, но и служит детерминантом повышения креативности населения как базиса реализации человеческого потенциала и повышения качества жизни населения территорий присутствия. Все это в полной мере согласуется с теми условиями, которые необходимы для становления и развития СП. Новый стимул для развития СП связан с внесением изменений в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»1. В законе закреплены понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие», которые ввели СП в правовое поле. Этот закон был давно ожидаемым (начиная с 2007 г., т оесть с появлением СП в нашей стране), так как он предоставляет возможность социальным предпринимателям во всех регионах России получить поддержку федеральных и региональных властей и вводить новые виды поддержки — финансовой, налоговой, имущественной, образовательной, консультационной и др. Теперь компании малого и среднего бизнеса смогут претендовать на статус социального предприятия, для чего необходимо соблюдение следующих условий: деятельность компании должна быть направлена на достижение общественно полезных целей и способствовать решению социальных проблем. Статус социального предприятия позволяет получить от государства имущественную (в том числе в виде субсидии), информационную и иную поддержку. Кроме того, компании могут использовать упрощенную бухгалтерскую отчетность, не представлять отчетность об использовании имущества, расходовании средств, реализации программ, использовать льготный налоговый режим. Закон позволяет четко определить разницу между социальным предприятием, просто коммерческим предприятием и НКО. Отличие социального предприятия от просто коммерческого заключается в целеполагании. В социальном предприятии главная цель — достижение общественно полезного результата, а получение прибыли вторично, для коммерческого предприятия, наоборот, извлечение прибыли— основная цель, а все остальное вторично. В тоже время есть отличия и от НКО. Социальное предприятие на постоянной основе вовлечено в производство продукции, предоставление услуг населению, поэтому именно хозяйственная деятельность представляет главный признак социальных предприятий, способ их существования. Социальное предприятие может быть нацелено на извлечение прибыли, но это должно быть второстепенно, хозяйственная деятельность лишь выступает способом решения социальных проблем, служению общественным интересам. НКО в значительной степени зависят от получения грантов, благотворительных взносов, что существенно ограничивает срок их деятельности. Для арктических территорий представляет интерес возможность получения дополнительных субсидий в целях ускоренного развития субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах2 (таковых в АЗРФ довольно много). Субсидии могут быть предоставлены предпринимателям, занимающимся социально значимыми видами деятельности, связанными с «созданием и (или) развитием центров времяпрепровождения детей, дошкольных образовательных учреждений и др.», а также предпринимателям, чья социально ориентированная деятельность направлена на «улучшение условий жизнедеятельности гражданина и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, а также на обеспечение занятости, оказание поддержки инвалидам, гражданам пожилого возраста и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации»3. Максимальный размер субсидии не превышает 1,5 млн руб. на одного получателя поддержки. 1Федеральный закон от 26.07.2019 №245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ on]me.cgi?ieq=doc&base=LAW&n=329995&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.15506357547193628#0751712253 7528962 (дата обращения: 04.02.2020). 2Минэкономразвития разработало новую версию приказа о субсидиях регионам на поддержку малого и среднего предпринимательства в России, где прописано новое определение социального предпринимательства. Однако господдержка предусмотрена лишь в направлении «Реализация программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их ускоренного развития в моногородах». Источник: Официальный сайт Агентства социальной информации. URL: https://www.asi.org.ru/news/2019/05/07/prikaz-minekonomrazvitiya/ (дата обращения: 11.02.2020). 3Малым и средним социальным предпринимателям предоставят субсидии в моногородах // АСИ: офиц. сайт. URL: https://www.asi.org.ru/news/2019/05/07/prikaz-minekonomrazvitiya/ (дата обращения: 11.02.2020). 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz