Север и рынок. 2020, № 2.
развития. Специализированные структуры, создаваемые в России с 2013 г. в целях развития и поддержки СП на региональном уровне — центры инноваций социальной сферы (ЦИСС) существуют не во всех субъектах Арктической зоны РФ (АЗРФ)1. В регионах, территории которых полностью отнесены к АЗРФ, ЦИСС создан только в Ямало-Ненецком АО (на базе Центра «Мой бизнес»). В Мурманской области вопросами СП занимаются Министерство инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области и некоммерческая микрокредитная компания «Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области» (НМК «ФОРМАП»), в Ненецком АО — региональный Департамент финансов и экономики, в Чукотском АО — Департамент финансов, экономики и имущественных отношений. Исходя из информации, представленной на официальных сайтах данных структур, в регионах, территории которых полностью отнесены к АЗРФ, только планируется делать первые шаги в развитии СП. На портале “Soindex” в каталоге социальных предприятий есть лишь два, работающих в Мурманской области, (АНО «Ресурсный центр некоммерческих организаций» и семейный оздоровительный центр «Аврора») и два — в Ямало-Ненецком АО (SmartCenter «Триумф» и региональная корпоративная общественная организация инвалидов «Центр информационной поддержки “Таганай”»). Аналогичная ситуация сложилась и на арктических территориях тех регионов, где к АЗРФ отнесена только их часть. Центры инноваций социальной сферы созданы только в Карелии и Коми, в остальных регионах вопросами СП занимаются неспециализированные структуры. В каталоге социальных предприятий портала “Soindex” представлена информация лишь о 8 социальных предприятиях, осуществляющих свою деятельность на арктических территориях Архангельской области, и 3 — Красноярского края. Сведения о социальных предприятиях арктическихрайонов Карелии, Коми и Якутии на данный момент в каталоге отсутствуют. Учитывая, что лишь в 2020 г. российским законодательством установлена обязанность региональных органов власти сформировать единый реестр социальных предприятий, то и оценить реальную ситуацию и масштабность деятельности СП в регионах Арктики можно будет лишь в перспективе. Однако следует отметить, что и потенциал развития СП в этих регионах можно оценить как положительный. Так, например, в Мурманской области в качестве социальных предприятий могут рассматриваться около 50 организаций2, оказывающих свои услуги в сферах образования, социальной помощи и защиты, охраны здоровья, реабилитации и т. п., уже работающих в социально значимых видах деятельности. Как уже отмечалось ранее, инициатором развития СП в России являлось не государство, а бизнес. И, если со стороны государстватолько сейчас начинают реализовываться меры, направленные на становление системы информационной, консалтинговой, образовательной поддержки СП в арктических регионах, то со стороны бизнеса такая инфраструктура поддержки уже работает. К настоящему времени наиболее последовательную политику развития СП в Арктике проводит ПАО «ГМК “Норильский Никель”», где поддержка этой сферы соответствует практически всем критериям, требующимся для СП - - обучение, коммуникации, консультации, финансы и т. д. Для поддержки СП созданы и действуют «Академия социального партнерства и развития» и программа «Мир новых возможностей». Основной целью этих организаций является стимулирование общественных инициатив и развитие межсекторного партнерства. Участниками программы являются активные жители Арктики, некоммерческие организации, государственные и муниципальные учреждения, начинающие идействующие предприниматели. Партнерами и активными участниками программы являются союз «Северные промышленники и предприниматели» (является грантооператором программы), администрации городов Норильск (Красноярский край), Мурманск и Мончегорск, администрация Печенгского района (Мурманская область), фонд «Наше будущее», АНО «Центр управления проектами» [33]. В рамках программы реализуются инициативы, направленные на развитие СП в Арктике на основе привлечения в эту сферу малого и среднего бизнеса, осуществляется финансовая поддержка социальных проектов, проводится обучение действующих и потенциальных предпринимателей основам СП, бизнес-планирования. С 2015 г. в арктических районах Красноярского края 1На основании Указа Президента РФ от 02.05.2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» (в ред. от 27.06.2017 г.) территория Арктической зоны Российской Федерации включает: Мурманскую область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа; Беломорский, Лоухский и Кемский муниципальные районы Республики Карелия; город Воркута Республики Коми; Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский и Верхнеколымский улусы, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский и Оленекский районы, Среднеколымский, Усть-Янский и Эвено-Бытантайский улусы Республики Саха (Якутия); город Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий и Туруханский районы Красноярского края; Новую Землю, города Архангельск, Новодвинск и Северодвинск, Мезенский, Онежский и Приморский муниципальные районы Архангельской области. 2 По данным Министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области. URL: https://mirp.gov-murman.ru/activities/buss_devel/razvitie-sotsialnogo- predprinimatelstva/bank-kommercheskikh-proektov-v-sotsialnoy-sfere/ (дата обращения: 06.02.2020). 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz