Север и рынок. 2020, № 1.

Необходимо выделять все заинтересованные группы при реализации крупномасштабных проектов. К ключевым группам стейкхолдеров относят государство (регион), компании-операторы и общество. Осуществление крупномасштабных энергетических проектов с привлечением иностранных участников возможно при совершенствовании механизма взаимодействия между различными группами стейкхолдеров, создании консорциумов и совместных предприятий. С учетом относительно невысокой нормы доходности и продолжительного срока окупаемости проектов морской добычи газа в Арктике инвестиционное участие в их реализации вызывает у потенциальных инвесторов скорее стратегический интерес, нежели коммерческий. При успешном выполнении проекта иностранные инвесторы смогут получить определенные квоты на природный газ, что позволит защитить их страны от возможных энергетических кризисов в будущем. Вместе с этим они также получат уникальный практический опыт, что впоследствии позволит им принимать участие в сопоставимых по сложности крупномасштабных проектах. В рамках создания морских комплексов газодобычи необходимо решать широкий круг технологических, логистических, управленческо-экономических вопросов разработки углеводородного объекта, также требуется и решение проблем социально-экономического характера в части стабильного функционирования экономики прибрежных территорий и обеспечения эколого­ сбалансированного развития. Очень важна инновационная составляющая эффективности развития морских проектов, позволяющая решать сложные технологические и организационные проблемы, включая формирование инновационной инфраструктуры и осуществлять политику импортозамещения. Литература 1. Квантификация и оценка рисков проектов добычи углеводородных ресурсов в Арктике / М. Н. Дудин [и др.] // Экономическая политика. 2017. Т. 12, № 4. С. 168-195. 2. Никулина А. Ю . Оценка и выбор инвестиционного решения при освоении нефтегазовых месторождений Арктики // Экономика и управление народным хозяйством Арктической зоны. Арктика: экология и экономика. 2016. № 2 (22). С. 51-55. 3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов / Н. Г. Алешинская [и др.]. Москва, 2004. 221 с. 4. Методическое пособие по разработке бизнес-планов: рекомендации для торгово-промышленных палат. Москва, 2010. 71 с. 5. Cherepovitsyn A., Metkin D., Gladilin A. An Algorithm of Management Decision-Making Regarding the Feasibility of Investing in Geological Studies of Forecasted Hydrocarbon Resources // J. Resources. 2018. Vol. 7 (3). Р. 47-17. DOI:10.3390/resources7030047. 6. Gudmestad O. T. Effect of Marine Growth on Offshore Structures // Workshop Effect of Marine Growth on Offshore Structures: from design to maintenance. Amphiteatre Louis Pasteur, Universite de Nantes. URL: https://docslide.net/documents/effect-of-marine-growth-on-offshore-structures.html. 7. Золотухин А. Б. Арктика, нефть, политика // Арктика. Наука в минус сорок: сб. ст. / ред. А. Б. Цетлин, Е. Д. Краснова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. С. 52-63. 8. Конопляник А. А . Россия на формирующемся евроазиатском энергетическом пространстве: проблемы конкурентоспособности. М.: Нестор Академик Паблишер, 2003. 592 с. 9. Оценка приоритетности разработки месторождений российской Арктики как инструмент эффективного природопользования в современных макроэкономических условиях / А. М. Фадеев [и др.] // Энергетическая политика. 2018. Вып. 4. С. 34-48. 10. Миловидов К. Н., Коржубаев А. Г., Эдер Л. В. Нефтегазообеспечение глобальной экономики. М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2006. 400 с. 11. Белонин М. Д., Назаров, В. И. Стоимостная оценка запасов как основа рентной системы налогообложения в нефтяной промышленности // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2003. № 4. С.18-23. 12. Современное состояние и основные тенденции развития нефтяной промышленности / Л. В. Эдер [и др.] // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2014. № 3. С. 40-51.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz