Север и рынок. 2020, № 1.
Комитетом по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в 2010 г. опубликовано «Методическое пособие .» [4], в котором описаны базовые подходы к оценке экономической привлекательности промышленных проектов. В документе имеются методические рекомендации с перечнем разнообразных рисков, присущих технико-экономическому проектированию, предложен алгоритм расчета и подходы к выбору нормы дисконта. Однако разработанные в документе методы и инструменты не позволяют осуществлять комплексную оценку проектов добычи углеводородов в Арктике, поскольку не учитывают специфику их реализации, связанную в том числе и с экологическими аспектами. В статье [5] коллективом авторов представлен методический подход к оценке инвестиционной привлекательности проектов промышленного освоения малоизученных объектов углеводородного сырья, находящихся на предынвестиционном этапе. Рассчитанные авторами показатели экономической эффективности позволяют создать объективное представление для потенциального инвестора с точки зрения целесообразности вложения финансовых средств в перспективный проект. В данном примере авторами рассмотрен методический инструментарий, предназначенный для оценки нефтяных объектов, расположенных в пределах сухопутной части, при этом проектам реализации газодобычи в морской части арктической зоны внимания не уделено. Проблемам разработки методического инструментария, направленного на оценку перспектив развития промышленных комплексов морской газодобычи в Арктике, посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных ученых экономистов (И. Т. Гудместада [6], А. Б. Золотухина [7], А. А. Конопляника [8], Ф. Д. Ларичкина [9], К. Н. Миловидова [10], В. И. Назарова [11], Л. В. Эдера [12], Г. Штейнера [13] и др.). Однако, несмотря на достаточно высокую степень теоретической проработанности рассматриваемого вопроса, единого методического подхода к проведению оценки экономической эффективности реализации подобных проектов в настоящий момент не разработано. В связи с чем затронутая в статье проблема обладает определенной степенью теоретической значимости. Постановка проблемы Россия обладает большим объемом доказанных запасов природного газа, существенная часть из которых распределена в недрах Арктической зоны, в том числе в ее акваториальной части, характеризующейся суровыми природно-климатическими условиями, низкой развитостью производственно-промышленной инфраструктуры и высокими инвестиционными рисками, присущими реализации крупномасштабных проектов. Помимо этого, страна обладает возможностями транспортировки природного газа не только с помощью трубопроводного транспорта, но и с использованием водных маршрутов, в том числе Северного морского пути (СМП). В соответствии с данными количественной оценки углеводородного сырья, проведенной в 2017-2019 гг. ведущими геолого-разведочными организациями России, объем технически извлекаемых запасов природного газа арктических акваторий оценен свыше 8,0 трлн м3, при этом прогнозная часть составляет порядка 55,0 трлн м3. Распределение столь существенных объемов газообразных углеводородов между арктическими акваториями весьма неравномерно [14] (рис.): к преимущественно газоносным относятся моря западной Арктики, обладающие достаточно высокой степенью геологической изученности по сравнению с восточно-арктическими акваториями, они являются на сегодня приоритетными при реализации программы социально-арктического развития Арктической зоны [15-18]. К настоящему времени на континентальном арктическом шельфе открыто 25 месторождений нефти и газа, из которых 4 относятся к категории уникальных. Учитывая огромный углеводородный потенциал и низкую степень его геологической изученности (акватории западной Арктики — 20 %, восточной Арктики — около 1 %), в регионе требуется проведение широкомасштабных геолого-разведочных работ, основным препятствием для реализации которых являются суровые климатические условия, отсутствие необходимого оборудования, высокие эколого-экономические риски, масштабные капитальные вложения и санкционные ограничения, действующие в отношении ведущих отечественных нефтегазодобывающих компаний. В прибрежных районах Арктики в настоящее время реализуется несколько крупных проектов добычи и переработки природного газа: «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». Первый проект может быть охарактеризован как крупномасштабный и сложный для реализации. Территория его расположения относится к Арктической зоне Российской Федерации, которая характеризуется суровыми
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz