Север и рынок. 2020, № 1.

cities and on the basis of these data to determine the promising directions of their development. The purpose of the article is to develop methodological tools for typology of small and medium-sized cities based on their economic specialization and position in the country's settlement system. To achieve this goal, we used scientific methods of economic and statistical analysis, synthesis, generalization, and the monographic method. The information base of the study was made up of the results of previously conducted research by domestic and foreign scientists, materials of state and regional statistics, data from the database of indicators of municipalities. As a result of the research, 14 types of cities were identified in accordance with the economic profile and location relative to existing and potential urban agglomerations. The developed tools were tested on the example of small and medium-sized cities in the regions of the EuropeanNorth ofRussia. For each type of cities, a number of directions for implementing socio-economic policies for their further development are proposed. The results of the research can be used in the work of federal and regional authorities in the development of strategic planning documents for the development of small and medium-sized cities, and also serve as a basis for further research on this topic. Keywords: small and medium-sized cities, typology, city specialization, settlement system, socio-economic development, European North of Russia. Введение Целостность и связность экономического пространства страны является одним из важнейших факторов ее развития. Неравномерность и несбалансированность системы расселения, наличие социально-экономической дифференциации территорий представляют угрозу национальной безопасности государства. Для России как для страны, обладающей огромной территорией, данные вопросы особенно актуальны. При этом нельзя не отметить то, что разрывы в социально­ экономическом развитии наблюдаются не только на уровне субъектов РФ, не менее остро стоит вопрос внутрирегиональной дифференциации населенных пунктов [1]. Главной тенденцией пространственного развития России в последние годы является концентрация экономики и населения преимущественно в крупных городах и агломерациях. Данное явление вполне объяснимо стремлением граждан к более высокому уровню жизни, который может обеспечить крупный город. Бизнес же привлекает более развитая по сравнению с небольшими населенными пунктами рыночная инфраструктура. В настоящее время противостояние «центр-периферия» можно рассматривать не только как противопоставление «город-село», с нарастанием агломерационных процессов; не менее актуальным становится проблема дисбаланса, с одной стороны, между крупными городами, с другой — между малыми и средними. Особенно остро эти проблемы проявились в постреформенный период: с 1989 г. в целом по стране доля жителей малых и средних городов сократилась более чем на треть, а городов- милионников, напротив, выросла в два с лишним раза (табл. 1). Между тем без преувеличения можно сказать, что малые и средние города являются основой системы расселения страны, поскольку именно за ними закреплена исторически сложившаяся роль связующего звена между сельскими территориями и крупными городами. К тому же это самая многочисленная группа городов: по данным на 1 января 2019 г., к категории «малых и средних» относится 943 из 1114 российских городов, а численность населения, проживающего в них, составляет 26,5 млн человек или более четверти всех жителей городов России [2]. Данные факты необходимо принимать во внимание и при определении приоритетных направлений государственной политики по пространственному развитию территорий и формированию сбалансированной системы расселения страны. Несмотря на то, что проблема депопуляции городов с численностью населения менее 100 тыс. человек отмечена в «Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года»2, перспективы дальнейшего развития малых и средних городов отражены в ней крайне расплывчато. В данном контексте нельзя не согласиться с критическими замечаниями ряда ведущих российских ученых-экономистов в адрес разработанной Стратегии [3-5]. Вместе с тем следует отметить, что в документе затрагивается, на наш взгляд, один очень важный момент, а именно предполагается повышение устойчивости системы расселения за счет социально­ экономического развития городов, имеющих статус монопрофильных муниципальных образований, исторических поселений и наукоградов. Кроме того, проблемы пространственного развития страны планируется решать, в том числе путем развития малых и средних городов как межмуниципальных обслуживающих центров для сельских территорий, обеспечивающих население и предпринимателей социальными, информационно-консультационными и другими услугами. 2 См.: Об утверждении Стратегии пространственного развитияРоссийскойФедерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р // Правительство России: офиц. сайт. URL: http://govemment.ru/docs/35733/ (дата обращения: 22.04.2020).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz