Север и рынок. 2020, № 1.

морскому пути и о не вполне справедливом для России разделом спорных зон шельфа с Норвегией, а также о неэффективных усилиях по представлению доказательной базы для расширения российской юрисдикции на арктический шельф к полюсу в комиссию ООН. Главная ставка в государственной политике в Арктике была сделана на быструю раздачу привлекательных лицензионных участков на шельфе компаниям «Роснефть» и «Газпромнефть» с целью быстрого ввода в процесс хозяйственного освоения наиболее подготовленных среди них. Первым в очередности и крупности проектом значился Штокман, освоение которого было отложено в 2012 г. на неопределенный срок. Единственным краткосрочным успехом стало открытие на шельфе Карского моря месторождения «Победа» в 2014 г. Роснефтью совместно с ExxonMobil. Однако в последующий период в связи с секторальными санкциями и выходом американской компании из консорциума, снижением мировых цен на нефть работы по этому проекту были отложены. С явным расчетом на международный транзит, в котором тогда виделось чуть ли не спасение (в смысле гарантированная загрузка) трассы Северного морского пути, был подготовлен Федеральный закон от 28.07.2012 № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути». Однако очень скоро, уже в 2014 г., под влиянием международных санкций, доля международных транзитных перевозок по трассе СМП сократилась в четыре раза, упали и его абсолютные объемы. Не очень удачным был подписанный в 2010 г. договор с Норвегией по спорным участкам в Баренцевом море, который поделил примерно поровну спорный район, несмотря на то, что, по нормам Суда ООН, в таких случаях обычно используют принцип «суша главенствует над морем» и принимают во внимание соотношение длин побережий спорящих государств: побережье России в спорном районе в три раза длиннее побережья Норвегии (что никак не повлияло на акваториальное размежевание) [23]. И хотя в среднесрочной перспективе данный договор никак не сузил возможности промышленного освоения российской морской Арктики (перспективных на разработку шельфовых месторождений углеводородов России вполне хватает в обозримом периоде), но с точки зрения долгосрочной, многодесятилетней перспективы данный договор означает вычет в природном потенциале для будущей добычной деятельности. И эти потери особенно чувствительны на фоне неудачных в этот же период попыток представить систему геологических вещественных доказательств для увеличения северного фланга российской границы на арктическом шельфе. 6.5. Санкции и импортозамещение: оформление промышленной политики в стране и в Арктике (2014 год+) Несмотря на напряженный внешний фон, этот период характеризуется существенными прорывами в деле формирования внятной и осмысленной арктической промышленной политики. Принятый в 2014 г. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» отразил стремление к реиндустриализации страны на новых, инновационных основах. После неудач прошлого периода более целостное институциональное воплощение получила государственная политика в Арктике: указом Президента РФ был зафиксирован перечень арктических территорий22, утверждена Госпрограмма «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»23. В 2015 г. была создана Госкомиссия по вопросам развития Арктики24, в 2019 г. принято постановление Правительства РФ о передаче функций арктической политики Минвостокразвития России25, которое в оперативном режиме разработало обновленные Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 г. и проект Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г., а также важнейший для новой промышленной политики в Арктике пакет законов о льготах для инвесторов в Арктике. 22 См.: О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.05.2014 № 296 (с изм. и доп.). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38377. 23См.:Об утверждении государственной программыРоссийской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»: постановление Правительства РФ от 31.08.2017 № 1064. URL: http://government.ru/docs/29164/. 24 См.: Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики: постановление Правительства РФ от 14.03.2015 № 228, распоряжение от 14.03.2015 № 431-р. URL: http://government.ru/docs/17319/. 25См.:ОМинистерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики: постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 664 (с изм. на 20 апреля 2019 г.). URL: http://govemment.ru/docs/all/83042/.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz