Север и рынок. 2020, № 1.
Процессы корпоративизации затронули не только сухопутную, но и морскую Арктику. Новые корпорации «Норильский никель» и «Лукойл» приступили к программам строительства собственного арктического флота — танкеров и судов ледового класса для вывоза добытых в Арктике природных ресурсов — чтобы уйти от использования дорогостоящих атомных ледоколов. Это было время, с одной стороны, консолидации приватизируемых активов в оболочке новых ресурсных корпораций, часто по контуру ресурсного цикла «добыча-переработка-сбыт», с другой стороны, рассыпания тех прежних государственных ресурсодобывающих предприятий Севера и Арктики, которые «не вписались в рынок». Реализовывались программы реструктуризации промышленности в виде закрытия десятков монопромышленных поселков, передачи ведомственной социальной сферы на баланс муниципальных образований, дробления советских крупных горнообогатительных комбинатов на истощенных природных активах на малый и средний бизнес. Всемирный банк совместно с федеральным правительством, региональными властями и промышленными предприятиями реализовывал программу переселения с Севера пенсионеров, безработных и инвалидов (в проекте речь шла о трех площадках — Норильский промрайон, Воркута и золотороссыпные районы Магаданской обл.). Болезненный процесс ликвидации десятков монопрофильных или вовсе утративших прежнюю производственную специализацию поселений (максимальное их число пришлось на бюджетно бедные Чукотский автономный округ и городской округ Воркуты в Республике Коми; медленнее процесс шел и даже консервировался в относительно более богатых арктических регионах — НАО, ЯНАО) стал результатом не только поспешного ухода государства с Севера, но давно назревшего приведения «производственного расселения» (территориальной структуры промышленности) в соответствие с новым (технологически инновационным, глобальным и мобильным) обликом арктической промышленности, который начал формироваться еще в 1980-е гг., но получил ускоренное развитие уже в нулевые годы. Реструктуризация в морских перевозках по трассе Северного морского пути и арктических морей (рис.) сопровождалась резким сокращением объемов завоза производственных и социальных, жизнеобеспечивающих грузов — за счет ухода к другим схемам транспортировки и радикального сокращения численности проживающего в районах Севера и Арктики населения. Динамика грузопотока в акватории Севморпути, млн т [21] 6.2. Завершение корпоративизации и восстановительный рост: 1998-2005 гг. Процессы корпоративизации, начатые в 1992 г. и беспрецедентно быстро протекающие в первые годы, были в основном завершены к середине 2000-х гг., когда новые частные ресурсные компании в основном завершили консолидацию своих активов. Рост объемов промышленного производства во всех арктических регионах с 1999-2000 гг. проходил уже на плечах крупных добывающих предприятий, вошедших в состав новых ресурсных корпораций России. Российская Арктика в этот период по своему промышленному сектору стала самой частной в заполярном мире и многократно более частной, чем в среднем российская промышленность (табл. 2).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz