Север и рынок. 2020, № 1.

обнаруженных ресурсных объектов в эксплуатацию; режим отработки запасов месторождения (темпы ввода месторождения в эксплуатацию, скорость его отработки); ареал развертывания ресурсной цепочки (пространство перемещения ресурса). Современные проблемы поисковой стадии формирования ресурсной цепочки, как следует из действующих стратегических документов по российской Арктике, связаны с отсутствием российских современных технических средств и технологий для поиска, разведки и освоения морских месторождений углеводородов в арктических условиях, трудностями в обеспечении прироста балансовых запасов полезных ископаемых месторождений арктической суши ввиду хронического недофинансирования геолого-разведочных работ. На добычной стадии проблемы связаны с низкой производительностью труда по сравнению с зарубежными аналогами (наши исследования показали, что уровень производительности труда в нефтяных компаниях в Югре с 2004 по 2016 гг. понизился), высокой энергоемкостью и низкой эффективностью добычи. Промышленная политика государства здесь предусматривает поощрение компаний к импортозамещению оборудования — наращиванию доли заказов на российских предприятиях — мерами налогового и инвестиционного стимулирования. На стадии транспортировки ресурса участие государства состоит в поощрении поискового, новаторского поведения компаний, в том числе в области морской логистики. Часто упоминаемыми проблемами в этой области являются неразвитость базовой транспортной инфраструктуры, ее морской и континентальной составляющих, старение ледокольного флота, отсутствие средств малой авиации, а также отсутствие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и др. [15] Наконец, воздействие государственной промышленной политики на стадии сбыта могло бы состоять в создании в стране собственных новых рынков потребления, например, стратегических металлов, вплоть до подключения к этому делу института государственных закупок, в формировании бирж арктических ресурсов и др. Государство в состоянии также стимулировать компании к утилизации образованных в процессе добычи и переработки ресурса отходов, стимулируя налоговыми мерами вторичную переработку техногенных отходов или экологически ответственное захоронение «хвостов» породы, внедряя принципы «зеленой экономики» в ресурсную цепочку на ее финальной стадии21. Участие государства на стадиях получения, трансформации, движения арктического ресурса очевидно. Но основной контекст мышления «от ресурсного цикла» состоит в том, чтобы увязать отдельную государственную работу на каждой стадии в единый процесс государственного регулирования движения и трансформации ресурса вдоль всей ресурсной цепочки, всех ее стадий и мест перемещения. Это и есть подлинный вызов: чтобы в промполитике на отдельной стадии видеть весь ресурсный цикл до «закапывания отходов в землю» и осуществлять меры поддержки и регулирования корпораций на каждой стадии, не теряя из виду процесс в целом. 5. Эволюция советской промышленной политики на Севере и в Арктике Промышленная политика возникла одновременно с процессом индустриализации советского Севера и Арктики с конца 1920-х гг., то есть она существует уже более 90 лет. Это предоставляет возможность выделить внутри нее три основных подхода, доминирующих в определенные периоды времени, — зональный, отраслевой, проектный. На первом этапе индустриализации в промполитике преобладал комплексный зональный подход: развитие молодой добывающей промышленности в контуре государственных интегральных комбинатов увязывалось с созданием новых трасс транспортного освоения и системы расселения (часто в форме сети лагерей), формированием местной сельскохозяйственной базы и базы местной стройиндустрии, то есть целостным освоением и обживанием территории пионерного освоения. Промышленная политика в этот период понималась предельно широко — как развитие производительных сил Севера [17]. В таком алгоритме осуществлялось пионерное освоение Норильского промышленного района, Кольского Севера, Республики Коми. Этому подходу к промышленной политике, который в явном виде существовал до 1960-х гг., в основном соответствовала ситуация «много природных ресурсов — мало работников». Главный лимит 21 Особым случаем арктической промполитики выступают старопромышленные ресурсные районы, в которых стоит задача продлить жизненный цикл месторождений. Она решается механизмами стимулирования переработки отходов прежних лет и инновационной модернизацией старых материальных активов стадий добычи и переработки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz