Север и рынок. 2020, № 1.

категорий месторождений, для каждого из которых предусматривается своя «сила» государственной поддержки: наиболее льготный режим налогообложения шельфа, а также льготы для СПГ-проектов и проектов области газохимии, добычных проектов в восточной Арктике и др. [13]. Природные ресурсы Арктики могут залегать дисперсно (реально) или точечно. Влияние пространственных форм залегания природного ресурса на социальные, экономические и даже политические характеристики территории добычи демонстрирует, например, эволюция системы расселения при переходе от ареальной добычи россыпного золота к точечной добыче рудного золота: районная сетка административно-территориального деления в бассейне Верхней Колымы заместилась на сеть городских округов, т. е. как бы сама стала более «точечной». Ресурсы сплошного залегания характеризуются большей трудоемкостью извлечения, но меньшей капиталоемкостью. Государственный контроль корпоративной активности в районах сплошного залегания ресурса сложнее, чем на территориях концентрированной добычи. Современные меры проектно-ориентированной поддержки государства проще реализовать в случае отчетливо обособленных, точечных, капиталоемких проектов. В случае ареального, сплошного залегания ресурса это сделать в современной модели промышленной политики сложнее: и число акторов — ресурсных корпораций слишком велико, и структурировать всю перспективную бассейновую область на отдельные обособленные и четко очерченные проекты сложнее. Прежняя (советская) государственная модель административного планирования, наоборот, значительно проще и легче справлялась с задачей контроля и управления освоения обширных ресурсных областей, бассейнов и ареалов и умела в них «высекать» районные эффекты на объеме, масштабе операций, создании крупных территориально-производственных комплексов с единой транспортной и энергетической инфраструктурой. А вот с освоением «штучных», обособленных ресурсных объектов, наоборот, у нее были проблемы — актуализировать здесь экономические эффекты получалось сложнее. Другая особенность связана с несопоставимым потоком доходов от нефтегазовых ресурсов Арктики и всех остальных. Простой подсчет общего объема всех добытых природных ресурсов Севера России в мировых ценах, проведенный нами во второй половине 1990-х гг., подтвердил, что на долю углеводородов приходится более трех четвертей совокупной рыночной стоимости; золото, алмазы, никель, полиметаллы, уголь, рыба, лес и остальное составляют менее четверти [14]. Контрасты между объемом углеводородной и неуглеводородной ресурсной ренты создают огромное искушение для государства и государственной промышленной политики целиком сосредоточиться на «сопровождении» нефтегазовых проектов, отдав на откуп все остальные отечественному и мировому официальному и теневому бизнесу. Результатом становится типичная государственная недоразведка запасов минерального сырья в петрорегионах и государствах, трансформация активной и осмысленной (инновационной) промышленной политики в простейший лоббизм, т. е. обслуживание интересов нефтегазовых корпораций мерами прямой, без особых изысков, государственной поддержки. Одним словом, предельная примитивизация мер промышленной политики. На фоне ослабления участия государства в отработке природных активов минерального сырья, биологических ресурсов (оттесненных углеводородами на обочину государственного внимания) они попадают в зону активности иностранного и российского бизнеса, нередко теневого. Есть еще свойства уникальности по мировым меркам месторождения природного ресурса — либо по богатству запасов (например, к таковым относилось месторождение Самотлор), либо по содержанию/концентрации запасов (к таковым относится месторождение редкоземельных металлов Томтор, руды которого настолько богаты по содержанию, что не требуют обогащения). Уникальность запасов, содержания природного актива вызывает у собственника соблазн сверхбыстрой его отработки. Промышленная политика должна бороться с этим искушением, обеспечивая продленную жизнь месторождения и устойчивость работы добычной фазы в течение многих лет. Грамотно формулировать меры и акции государственной политики возможно только в том случае, если обладаешь равным уровнем компетенции с компаниями и не уступаешь им в понимании свойств природного объекта. А такое понимание требует не только системного мышления в духе концепции ресурсного цикла, но и вживления во внутреннее естество — специфику, уникальность, размещение самого природного ресурса. 4. Проблемы промышленной политики на разных стадиях ресурсного цикла Государственная промышленная политика в состоянии повлиять на скорость протекания ресурсного цикла: рост общего уровня геологической изученности территории; темпы ввода

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz