Север и рынок. 2020, № 1.

политики в Арктике. Корпорации мыслят экстерриториальным ресурсным контуром всего того «мира», в котором проходит их активность. Судьба самих арктических территорий — например, баланс погашения и прироста запасов именно здесь — для них малозначима. Государственная промышленная политика балансирует вопросы добычи и разведки (чтобы в данном арктическом контуре ресурсы не оскудевали или это происходило медленно), добычи и переработки, добычи и транспортировки. В этом балансировании государство мыслит с позиций страны и Арктики как территории добычи, а не компаний, поэтому концепция ресурсного цикла у государства обретает фундаментально иной смысл и значение, чем у компаний. Концепция ресурсного цикла в промышленной политике позволяет государству взаимодействовать с ресурсными корпорациями на их уровне предметности, но при этом с обязательной для него широтой учета национальных и региональных интересов и перспектив развития, системностью, планомерностью, что обеспечивает ему не формальное, а реальное право быть верховным арбитром деятельности компаний, а не простым лоббистом их интересов в Арктике. И как раз именно эти качества — широта, системность, долгосрочность и планомерность государственного взгляда — сегодня нередко утрачены, потому что государство намеренно заужает свои функции, играя в поддавки с компаниями и превращая отдельных влиятельных физических лиц, облаченных верховной государственной властью, в лоббистов, а не в арбитра интересов компаний. Концепция ресурсного цикла в промышленной политике возвращает государство к нормальной широкой и долгосрочной регуляторной роли во взаимодействии с компаниями — вместо однократного кусочного стимулирования развертывания геолого-разведочных, добычных или перерабатывающих работ в Арктике. Поскольку ресурсный цикл в Арктике, как правило, развертывается в структурной оболочке крупной корпорации, промышленная политика должна учитывать ее внутренние особенности как главного актора. Современная, достаточно скупая и неспецифичная для ресурсных компаний теория ТНК [12] (так называемая OLI-парадигма) свидетельствует о неразрывной связи трех блоков крупной фирмы: 1) структуры собственности — системы контроля всех активов (ownership); 2) территориальной структуры— размещения (location) ее корпоративных производительных сил; 3) внутренней оргструктуры компании (internalization). Предполагается, что изменение в одном блоке вызывает сопряженные изменения в других блоках. Для мер государственной промышленной политики это означает, что невозможно воздействовать лишь на один внутренний контур компании: сразу же придут в движение и другие контуры. Из трех блоков-контуров — собственность/контроль, оргструктура, территориальная структура — государству проще воздействовать мерами промышленной политики на территориальную структуру компании, формируя пакет льготных мер или мер поддержки для развертывания ресурсной цепочки освоения на определенном привлекательном ресурсном объекте, и на структуру собственности, например, поощряя или принуждая компании к созданию совместного предприятия для разработки «сложного» по составу природных компонентов месторождения или к совместному использованию инфраструктурных объектов (терминала, трубопровода и др.). Пока многочисленные примеры неурегулированных споров между компаниями в Ненецком, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах свидетельствуют о расточительном для общества дублировании в создании таких объектов транспортировки добытого в Арктике ресурса. Это и есть отчетливое подтверждение того, что государство в промышленной политике не реализует свои функции, не является активным партнером, проводящим в жизнь интересы общества, в своем взаимодействии с ресурсными компаниями Арктики. 3. Тип природного ресурса как фактор промышленной политики Ресурсные циклы существенно отличаются друг от друга, и это зависит от свойств природного актива. Поэтому в практике управления мало мыслить категориями ресурсной цепочки — важно осознавать фундаментальные отличия свойств полезных ископаемых друг от друга. Речь идет о внутренней структуре руды или углеводородной смеси, степени уникальности ресурса или конкретного месторождения, конкретных геологических, физико- и экономико-географических условиях его залегания и других эндогенных характеристиках самого природного ресурса, которые определяют арсенал возможных мер промышленной политики. Не случайно внесенный в Государственную думу пакет законопроектов, предусматривающий льготы для инвесторов в Арктику, содержит пять

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz