Север и рынок. 2020, № 1.

Проблемы монопрофильности экономики наиболее остро стоят перед добывающими и индустриальными городами. Большая часть городов именно этих двух типов относится к категории моногородов. Если принять во внимание устойчивый мировой тренд перехода от сырьевой модели экономики к экономике инновационного развития, то для малых и средних городов добывающего профиля особенно актуален вопрос устранения тотальной зависимости социально-экономического развития муниципалитета от деятельности градообразующих предприятий. В данном случае, конечно же, должны приниматься меры по диверсификации экономики городов. В июле 2016 г. была утверждена приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов»3, в которой определен комплекс мер поддержки монопрофильных муниципальных образований на период до 2025 г. Следует отметить тот аспект, что программа имеет комплексный характер: в ней обозначены мероприятия из различных приоритетных проектов и программ, а также включены меры поддержки федеральных и региональных органов государственной власти и различных институтов развития. Для малых и средних городов индустриального профиля большое значение имеет развитие промышленности и инноваций. В данном случае перспективным направлением, в особенности для населенных пунктов, входящих в состав городских агломераций, является перемещение центров хозяйствования за пределы крупных городов. Развитие промышленных предприятий в малых и средних городах в первую очередь возможно за счет создания на их территории производственных площадок. Строительство промышленных предприятий в малых и средних городах позволит решить проблему миграционного оттока населения, а также повысить уровень инвестиционной привлекательности небольших населенных пунктов, в значительной степени увеличить их финансовую самостоятельность. Размещение инновационных центров в старопромышленных малых и средних городах может возродить их производственный потенциал, особенно в таких отраслях, как машиностроение, горное и химическое производство [23]. Первоочередная задача органов власти в данном случае — проведение грамотной инвестиционной политики. В настоящее время одним из главных инструментов по формированию благоприятных условий для привлечения инвестиций и обеспечения ускоренного социально­ экономического развития населенных пунктов является создание территорий опережающего социально-экономического развития. Резиденты ТОСЭР получают широкий набор преференций, таких как льготы по налогам на прибыль и имущество организаций, земельному налогу и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. Вхождение города в территорию опережающего социально­ экономического развития, безусловно, дает больше возможностей для роста экономики города, однако нельзя не отметить и то, что в настоящее время лишь малая доля малых и средних городов отнесена к территориям опережающего социально-экономического развития. К примеру, в регионах Европейского Севера России к ТОСЭР отнесены лишь пять городов4: Емва, Кировск, Кондопога, Костомукша, Онега. Для малых и средних городов — транспортных узлов и портов перспективным направлением будет являться развитие в данных населенных пунктах складского хозяйства, оказание логистических услуг, повышение технологического уровня функционирования организаций железнодорожного и портового хозяйства [24]. Развитие малых и средних городов как центров внутреннего и въездного туризма является одним из перспективных направлений формирования экономической базы муниципальных образований, на территории которых расположены объекты культурно-исторического наследия, а также объекты рекреации и отдыха. Многие малые и средние города имеют богатое историческое прошлое, тем не менее существует ряд проблем, препятствующих развитию в них туристической отрасли. Во-первых, это состояние самих объектов культурно-исторического наследия, многие из которых требуют проведения реставрационных работ. Нельзя не отметить, что в данном направлении со стороны государства принимается ряд мер. К примеру, с 2018 г. проводится Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях5. Целью конкурса является поддержка проектов по созданию привлекательных городских пространств, которые способствуют повышению качества жизни населения и привлечению в город туристов. 3Утверждена Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 № 11. 4См.:Постановления Правительства РФ от 06.03.2017 №267 и№264; Постановление Правительства РФ от 22.12.2017 № 1608; Постановление Правительства РФ от 16.03.2018 № 266; Постановление Правительства РФ от 12.02.2019 № 122. 5 С 2019 г. конкурс проводится ежегодно в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда». 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz