Север и рынок. 2020, № 1.

Таким образом, в результате проведенной работы можно сделать следующие выводы. Из 61 малого и среднего города, расположенного на территории регионов Европейского Севера России, 19 входят в состав сформированных или потенциальных агломераций, а оставшиеся 42 населенных пункта можно отнести к категории локальных центров развития прилегающих сельских территорий. Значительное количество городов относится к типу «социальных», поскольку большая часть населения занята в бюджетном секторе экономики. Города, где развита добывающая отрасль экономики, в основном расположены в республиках Коми и Карелия и Мурманской обл. Муниципальные образования индустриального профиля локализованы в этих же регионах. Города, где развита сфера туризма, определялись на основе данных официальных сайтов органов местного самоуправления, однако необходимо признать, что, по сути, эти населенные пункты можно в значительной степени отнести и к категории социальных, поскольку развитие туристской отрасли в настоящее время находится по большому счету в зачаточном состоянии. Такие города, как Кировск и Емва, были отнесены нами к категории диверсифицированных, несмотря на то, что они входят в перечень моногородов. Это объясняется тем, что данные муниципальные образования относятся к территориям опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и, в принципе, перспективы их дальнейшего развития видятся в дальнейшем проведении диверсификации экономики. В настоящее время, к примеру, в Кировске, помимо работы апатитонефелиновых обогатительных фабрик, активно развиваются предприятия пищевой промышленности, а также туристский сектор экономики. Концептуальные направления социально-экономической политики различных типов городов Представленная типология, на наш взгляд, может стать основой для определения направлений социально-экономической политики по управлению развитием малых и средних городов. Деление муниципальных образований по критерию положения в системе расселения относительно городских агломераций позволяет определить роль, которую играет город для близлежащих населенных пунктов, и с учетом этого осуществлять выбор эффективных форм, инструментов и методов ее реализации. Для городов в составе городских агломераций фундаментом развития должно стать укрепление социально-экономических связей между самим городом и другими населенными пунктами, входящими в состав агломерации. Перенос части промышленных предприятий, расположенных в крупных городах, или создание их подразделений в малых и средних городах будет способствовать расширению рынка труда и повышению занятости населения. Также малые и средние города в данном контексте могут рассматриваться в качестве зон рекреации для населения, проживающего в крупных городах. Главным источником развития малых и средних городов, являющихся центрами периферийных локальных территорий, по нашему мнению, должно стать межмуниципальное сотрудничество с прилегающими сельскими населенными пунктами. Типология малых и средних городов на основе специализации экономики позволяет в первую очередь определить «точки роста», возможные направления развития форм хозяйствования и развития предпринимательской деятельности в зависимости от типа города. Малые и средние города, основу экономики которых составляет агро- и лесопромышленный комплекс, в первую очередь играют большую роль для развития сельских территорий. В особенности это касается муниципальных образований, расположенных на значительных расстояниях от агломераций и крупных городов. Прилегающие сельские территории могут выступать в качестве поставщиков сырья для его переработки на предприятиях АПК, расположенных в малых и средних городах [21]. Относительно аграрного сектора экономики проводимая социально-экономическая политика должна быть направлена в первую очередь на развитие кооперационных связей между поставщиками сельскохозяйственной продукции на селе и предприятиями — производителями готовых товаров. Одним из эффективных инструментов может стать создание в малых и средних городах логистических центров для хранения и организации перевозок продукции АПК. Данные меры в значительной степени могли бы облегчить работу местных производителей и способствовали бы развитию не только самого города, но и оказали бы положительное воздействие на сельское хозяйство, особенно в регионах, где промышленное производство слабо развито [22, с. 127]. Многие малые и средние города, расположенные на богатых лесными ресурсами землях, могут также развиваться за счет создания на их территории лесоперерабатывающих предприятий, поскольку городские населенные пункты, как правило, обладают более развитой, чем в сельской местности, транспортной инфраструктурой. В данном случае главным вектором проводимой политики должна стать реализация мер, направленных на развитие транспортных сетей между местами ведения лесозаготовок и предприятиями ЛПК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz