Север и рынок. 2020, № 1.

• закрепления за ними обязательной разработки стратегий34, программ и стратегических планов развития территорий сельских поселений; • создания муниципальных фондов сельского развития, сберкасс и других финансовых организаций; • закрепления за сельскими муниципалитетами земельных участков (сельхозугодий, лесов), находящихся в государственной собственности на их территории; • наделения муниципалитетов правом пользования общераспространенными полезными ископаемыми на землях, расположенных на территории сельских муниципалитетов; • расширения налоговой базы сельским муниципалитетам. Заключение Изучение социально-экономических проблем сельских территорий Республики Коми и совершенствования направлений и механизмов сельского развития позволяет сделать следующие выводы и рекомендации. 1. Главными проблемами северного села являются: • неполная реализация природного и трудового потенциала сельских территорий; • низкий уровень инвестиций в инфраструктуру и в отрасли сельской экономики; • обезлюдивание сельских территорий; • значительная дифференциация в доходах и качестве жизни сельского и городского населения; • неразвитость и деградация объектов сельской инфраструктуры; • прекращение за годы рыночных реформ строительства сельских дорог; • ограниченный доступ сельских жителей к рынкам продукции, к материально-техническим, финансовым и информационным ресурсам; • недостаточный уровень и нестабильность финансирования программ развития сельских территорий; • ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями; • слабость местного самоуправления. 2. Основной инструмент устойчивого развития сельских территорий — стратегии и программы. Эти принятые в настоящее время документы не решают комплексно проблемы устойчивого развития сельских территорий, объемы финансовых ресурсов не соответствуют заявленной цели обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения. К разработке и контролю за реализацией стратегий и программ не привлекаются сельские жители, эксперты, научные и общественные организации. В них не прописана четкая региональная социальная политика, отсутствуют механизмы занятости и повышение доходов сельского населения. 3. Оценка финансового обеспечения сельских территорий Коми показала, что основная доля бюджетных средств направлялась на улучшение жилищных условий и строительство общеобразовательных учреждений. В период рыночных реформ на селе практически прекратилось строительство сельских дорог и фельдшерско-акушерских пунктов. 4. Динамичное сельское развитие связано с диверсификацией сельской экономики, стимулированием сельского предпринимательства, с усилением роли государства в лице федеральных и региональных органов власти, со строительством сельских дорог и модернизацией инженерной и социальной инфраструктуры, с оказанием приоритетной господдержки сельским территориям с высоким уровнем бедности, миграционной убылью населения и утратой трудового потенциала. 5. Устойчивому развитию сельских территорий способствует стабильный рост сельской экономики. В отраслях сельской экономики Республики Коми преобладают малые и средние формы предпринимательства. Приоритетное развитие малых и средних предприятий, крестьянско- фермерских хозяйств, потребительской кооперации потребует переориентировать в их пользу 34 Федеральный законN° 172 «Остратегическом планировании в РоссийскойФедерации» предусматривает разработку муниципалитетами стратегического плана развития территорий. Сейчас разработка этого документа является необязательной. Целесообразно закрепить за сельскими муниципальными образованиями обязательную разработку стратегий и программ развития их территорий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz