Север и рынок. 2020, № 1.

лизинговых и страховых компаний, различных кооперативов, осуществляют госзакупки. Важным направлением организационного механизма является отбор, господдержка и реализация социально значимых инвестиционных и инфраструктурных проектов. В качестве основных финансовых инструментов реализации устойчивого социально­ экономического развития сельских территорий выступают: финансовые средства федерального и республиканского бюджетов; укрепление и участие муниципальных бюджетов в господдержке развития села; целевое софинансирование приоритетных инфраструктурных и инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета; финансовые ресурсы промышленных предприятий региона; собственные средства субъектов хозяйствования сельской экономики; доступные льготные кредиты банков. Активное участие в реализации социально значимых инвестиционных проектов отводится государственно-частному партнерству. Усиление роли муниципальных образований в сельском развитии В настоящее время местное самоуправление сельских районов и поселений не располагает собственной финансовой базой для выполнения социальных функций, модернизации инфраструктуры села и стимулирования сельской экономики. Действующая система распределения налогов33позволяет формировать бюджеты муниципалитетов с полностью сельским населением (Ижемский, Койгородский, Корткеросский, Прилузский, Сыктывдинский, Сысольский, Усть-Куломский и Усть- Цилемский) за счет налоговых доходов лишь на 20-30 %. Дефицит бюджетов покрывается за счет субвенций, дотаций и субсидий. Сейчас их доля в доходной части бюджетов сельских муниципальных образованиях колеблется от 69 до 79 % (табл. 3). Таблица 3 Структура доходов бюджетов муниципальных районов Республики Коми в 2018 г., % Муниципальные образования Налоговые доходы Неналоговые доходы Безвозмездные поступления В том числе дотации субсидии субвенции Ижемский 23 - 77 16 8 52 Княжпогостский 32 2 66 20 6 39 Койгородский 30 1 69 19 10 40 Корткеросский 25 1 74 20 8 44 Печора 28 1 71 4 28 38 Прилузский 28 1 71 18 11 41 Сыктывдинский 23 1 76 5 32 38 Сысольский 22 1 77 14 32 31 Троицко- Печорский 30 1 69 27 7 35 Удорский 26 1 73 28 7 35 Усть-Вымский 22 76 19 18 38 Усть-Куломский 24 1 75 18 9 46 Усть-Цилемский 20 1 79 28 14 36 Примечание. Составлено по: Городские округа и муниципальные районы Республики Коми. 2019: стат. сб. / Комистат. Сыктывкар, 2019. Как видно из приведенных данных, основную долю безвозмездных поступлений составляют субвенции, т. е. средства, передаваемые органам местного самоуправления для решения вопросов, не относящихся к компетенции этих органов. Высокая доля субвенций связана, прежде всего, с передачей на местный уровень все большего числа полномочий. Развитие предпринимательства на территории сельских поселений, способствующее созданию рабочих мест, увеличению зарплаты, собственных доходов муниципалитетов, потребует большего объема полномочий местного самоуправления. Увеличение функций сельских муниципалитетов может происходить за счет: 33Сейчас муниципальные образования получают 100 % налога на землю и имущество физических лиц, 10 % налога на доходы малого предпринимательства, если оно зарегистрировано в муниципалитете и более 50 % работников живут в данном поселении, а также единый налог, уплачиваемый по упрощенной системе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz