Север и рынок. 2020, № 1.

• снижение административного давления, налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства; • расширение доступа к рынкам сбыта продукции, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов; • значительное увеличение транспортной инфраструктуры. Особое внимание в устойчивом сельском развитии должно быть уделено стратегическому управлению. Именно оно позволит выбрать приоритетные направления развития сельской экономики и сельской инфраструктуры, способствующие устойчивому и сбалансированному территориальному развитию, максимальному использованию природного и трудового потенциала, сокращению существенных различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований, повышению уровня и качества жизни сельского населения, выполнение селом многочисленных народнохозяйственных функций, обеспечение продовольственной независимости страны. В основе подхода к формированию стратегического управления должны лежать следующие положения: • правовое и организационное обеспечение стратегий; • определение финансовых источников и порядка их эффективного использования; • организация сотрудничества между государственными структурами и местным самоуправлением в разработке и реализации муниципальных стратегий и программ; • участие хозяйствующих субъектов сельской экономики, граждан, общественных организаций, экспертов и научного сообщества в разработке и мониторинге стратегий. При разработке стратегий и программ важно учитывать природные, экономические, демографические и социальные особенности сельских муниципалитетов. Эти документы должны быть адаптированы к сельским и пригородным районам. Средствами достижения целей стратегий являются региональные программы комплексного развития сельских территорий и отраслей сельской экономики. Цели, задачи и стратегические приоритеты, определенные в стратегиях, конкретизируются в этих документах. Целевые программы содержат конкретные мероприятия для достижения определенных целей и решения конкретных задач, обеспеченные необходимыми ресурсами с указанием источников и направлений расходования средств. Обеспечение стратегических целей достигается с помощью нормативно-правового, организационно и финансового механизмов (рис. 3). Рис. 3. Механизмы стратегического управления сельских территорий Правовой механизм предусматривает подготовку федеральными и региональными органами власти предложений по совершенствованию, изменению и разработке новых нормативно-правовых документов по социально-экономическому развитию сельских территорий. По мнению А. В. Петрикова, целесообразно принять специальный федеральный закон об устойчивом развитии сельских территорий, в котором определить правовые основы, направления и механизмы сельского развития. В законе необходимо установить, что сельская политика является предметом межведомственного взаимодействия, а не полномочием только Минсельхоза России [11, с. 8]. Организационный аспект обеспечивает методическую, консультационную и информационную поддержку, реализацию и мониторинг стратегии, связь концепций, государственных программ социально-экономического развития сельских территорий. Госорганы регионов осуществляют индикативное планирование, принимают решение об организации оптовых и розничных рынков,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz