Север и рынок. 2020, № 1.

Таблица 2 Объемы бюджетных средств на развитие инфраструктуры села Республики Коми, млн руб. Направления использования средств 2003 г. 2005 г. 2010 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Улучшение жилищных условий - 12,6 37,1 184,9 89,1 87,3 92,4 80,2 Строительство общеобразовательных учреждений - - - 125,9 266,7 8,5 12,6 13,6 Ввод фельдшерско-акушерских пунктов - - - 14,5 - - - - Строительство учреждений культурно- досугового типа - - - - - 46,5 34,1 21,5 спортивных сооружений - - - - - 11,5 10,6 13,8 дорог - - - - 1,4 - - - Газификация сел 3,6 3,6 2,1 133,3 42,1 27,3 3,5 25,1 Водоснабжение 3,0 6,1 3,1 42,6 34,0 44,8 33,8 26,4 Обустройство площадок под жилищную постройку - - - 56,3 16,7 13,2 20,0 15,7 Поддержка местных инициатив граждан - - - 2,2 3,5 3,0 2,6 3,1 Примечание. Источник: данные Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми. Основные направления и механизмы развития сельских территорий Государственная политика устойчивого развития северных сельских территорий должна сводиться к следующему: • диверсификация сельской экономики в рамках сельскохозяйственных и несельскохозяйственных видов деятельности с целью повышения уровня занятости и доходов сельского населения; • активизация инновационной деятельности в сельском предпринимательстве; • максимальное использование их ресурсного потенциала; • строительство сельских дорог, образовательных, медицинских и культурно-спортивных объектов; • развитие инженерной инфраструктуры; • профессиональная подготовка и переподготовка кадров; • оказание приоритетной государственной поддержки сельским территориям с высоким уровнем бедности, естественной и миграционной убылью населения; • учет интересов коренных этносов; • выполнение селом многочисленных народнохозяйственных функций; • согласованность федеральных, региональных и муниципальных органов власти в достижении стратегических целей. Сокращение роли аграрной сферы в сельской экономике ставит проблему развития несельскохозяйственных видов деятельности. В период либеральных рыночных реформ 1990-2018 гг. в результате спада производства аграрной продукции количество занятых в сельском хозяйстве республики сократилось с 29,5 до 3,3 тыс. В предстоящие годы количество и доля занятых в сельском хозяйстве будет сокращаться, высвобождаемое из аграрной отрасли население целесообразно занять в несельскохозяйственных отраслях и сферах сельской экономики. Развитие несельскохозяйственных видов деятельности в Республике Коми может происходить по следующим направлениям: организация местной промышленности; интеграция сельского и лесного хозяйства; комплексная переработка сырья оленей (выделка шкур, глубокая переработка эндокринно­ ферментного, пантового сырья и крови оленей); заготовка и переработка дикорастущих грибов и ягод, лекарственных растений и другого природного сырья; развитие промыслов и ремесел; производство стройматериалов из местного сырья; сельский туризм, сельский гостиничный бизнес; жилищно­ коммунальное, торговое, бытовое, социально-культурное обслуживание сельского населения; уход за ландшафтом; охрана окружающей среды.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz