Север и рынок. 2020, № 1.

В настоящее время доля ветхого и аварийного жилищного фонда в сельской местности составляет 14,3 против 2,0 % в городе. Большинство жителей сельских населенных пунктов лишены элементарных коммунальных удобств, благоустройство жилищного фонда существенно отстает от города. Жилищный фонд села обеспечен водопроводом в 3,5 раза, канализацией — в 5,5, центральным отоплением и газом — в 2,5, горячим водоснабжением — в 8,7, ваннами — в 7,9, напольными электроплитами — в 3,8 раза меньше, чем в городе. В сельской местности не развита система информационно-консультационного обслуживания, информационно-консультационный отдел функционирует на региональном уровне в составе Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка [21]. Отсутствие консультирования в сельских районах сдерживает доступ малых форм хозяйствования и сельских жителей, особенно отдаленных мест, к информации и консультационным услугам. Создание межмуниципальных центров позволит увеличить охват малых и средних организаций и сельского населения информационно­ консультационным обслуживанием, распространять инновации, повысить уровень координации и интеграции службы с наукой и образованием. Малые формы хозяйствования, преобладающие в сельской экономике, испытывают трудности доступа к рынкам реализации продукции, финансовым ресурсам. Согласно Сельхозпереписи 2016 г., немногим более половины фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей получают бюджетную поддержку, лишь 19 % малым аграрным предприятиям и 9 % крестьянско-фермерским хозяйствам доступны кредиты. Решение перечисленных проблем связано с совершенствованием государственной политики сельского развития. Оценка финансового обеспечения развития сельских территорий Анализ финансового обеспечения сельских территорий Республики Коми показал, что на их развитие в течение 2003-2018 гг. из бюджета направлено свыше 2,3 млрд руб. Наибольший объем финансовых ресурсов приходится на 2014 г. (рис. 1). 750 700 650 600 550 500 450 400 350 300 250 200 150 100 50 0 7 9, 3 534,6 333,5 317,5 300,7 224,5 213,9 ■ 74,8 ■ 6.6 30,1 ■ ■ 2003 2005 2010 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Рис. 1. Динамика привлечения средств на развитие сельских территорий Республики Коми за 2003-2018 гг., млн руб. Источник: данные Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми Наращивание финансовых средств позволило улучшить жилищные условия гражданам (семьям) и молодым специалистам (семьям), благоустроить ряд сельских населенных пунктов, реализовать проекты по газо- и водоснабжению (табл. 1, рис. 2). За 2008-2018 гг. введено (приобретено) гражданами (семьями), проживающими в сельской местности, 111,8 тыс. м2 жилья, в т. ч. молодыми семьями и специалистами 66,9 тыс. м2, построено 77,3 км водопроводных и 219,4 км газовых сетей. За последние пять лет улучшены жилищные условия 784 сельским гражданам (семьям), реализовано 42 проекта местных инициатив. Основную тяжесть в финансировании села несет региональный бюджет, на долю которого за рассматриваемые годы приходилось 75 % расходов. Доля федерального бюджета составила 21 %, местного — 4 %. Из-за слабости финансовой базы местный бюджет не играет какой либо роли в развитии села.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz