Север и рынок. 2020, № 1.

public organizations, subjects of rural economy and rural residents are not involved in their preparation and monitoring. The main directions of improving the state policy of rural development related to the expansion of non-agricultural activities, sustainable growth of the rural economy, strengthening the role of the state in the construction of rural roads, modernization of engineering and social infrastructure, and a program-targeted approach are proposed. The priorities of state support for small and medium-sized businesses that prevail in the rural economy are determined. It is justified in their favor to reorient budget subsidies, allocate concessional loans, and reduce administrative pressure and tax burdens on business entities. The proposed measures can be used by regional and municipal authorities in the development and implementation of strategies and Programs for sustainable rural development. Keywords: rural development, rural territories, problems of development, financial support, directions and mechanisms of development, the Republic of Komi. Введение Понятие «сельское развитие» появилось в научной литературе сравнительно недавно. Наиболее полный обзор моделей и концепций сельского развития применительно к Западной Европе выполнил Ф. Мантино [1]. Из этого обзора видно, что в передовых странах политика сельского развития базируется на трех моделях — отраслевой (развитие собственно сельского хозяйства), перераспределительной (сельское развитие как способ сокращения разрыва между районами и отраслями экономики) и территориальной (формирование взаимосвязей внутри локальной экономики). По мнению Ф. Мантино и других авторов [2-8], устойчивое развитие сельской местности обеспечивается программным управлением. В бюджетах 28 стран Европы на развитие сельских территорий направляется 95,3 млрд евро [9]. Для зоны Севера России весьма ценен опыт управления устойчивым развитием сельских территорий Финляндии, связанный с использованием инноваций, диверсификацией агроэкономики [10]. В нашей стране сделаны практические шаги по реализации политики развития сельских территорий. Приняты следующие документы: • Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» (2002 г.); • Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (2010 г.); • Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014­ 2017 годы и на период до 2020 года» (2013 г.); • Стратегия устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года (2015 г.); • Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» на 2020-2025 гг. (2019 г.). Кроме федеральных разрабатываются и региональные программы устойчивого развития сельских территорий. Вместе с тем принятые документы не решают комплексно проблем развития сельских территорий. В них не разработаны механизмы, объемы финансовых средств недостаточны для реализации намеченной цели обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения, а также отсутствуют четкая региональная социальная политика, механизмы занятости и повышения доходов сельского населения. К участию в подготовке и мониторингу стратегий и программ не привлекаются научное и экспертное сообщества, хозяйствующие субъекты сельской экономики, общественные организации, сельские жители. Недавно принятая госпрограмма развития сельских территорий подвергается критике и требует корректировки [11-13]. Существенные недостатки имеет Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р), представляющая документ стратегического управления и планирования, в т. ч. для сельского развития [14]. Она мало связана с устойчивым развитием сельских территорий. Целью статьи является разработка предложений по совершенствованию механизмов развития сельских территорий северного региона на примере Республики Коми. Социально-экономические проблемы северного села В настоящее время сельские территории, прежде всего в Нечерноземной зоне и на Севере России, характеризуются старением населения, неразвитостью транспортной, инженерной, социальной, информационно-консультационной и рыночной инфраструктуры, уменьшением доходов и, как следствие, массовым оттоком населения. Нынешнее социально-экономическое состояние сельских территорий, по мнению ряда авторов, представляет угрозу национальной безопасности и территориальной целостности страны [11, 15-18].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz