Север и рынок. 2020, № 1.

указанных концепций определяется концентрацией ресурсов внутри крупной компании и постоянной необходимостью в оптимизации внутренних бизнес-процессов. Ведь реализация дополнительных видов деятельности внутри крупного бизнеса неизбежно влечет за собой увеличение численности персонала и издержек компании на содержание данных бизнес-единиц, поэтому их выделение в отдельный самостоятельный бизнес позволяет решить данные проблемы и при этом создать условия для появления и развития нового бизнеса на территории. Такие благоприятные условия могут быть обеспечены за счет создания особых экономических зон и оказания поддержки действующим технопаркам и открытия новых. В части разработки техногенных месторождений данные формы бизнеса могут иметь форму совместных предприятий с участием отечественных и/или зарубежных компаний, оказывающих услуги основному бизнесу на условиях субконтракта. Для Магаданской обл., в силу преобладающей ПА бизнеса, одним из перспективных направлений выступает развитие межрегиональной кооперации. Местные предприятия, в силу закрытости, мало осведомлены о технологических возможностях, процессах и разработках предприятий из других регионов, оказывающих услуги по переработке отходов производства. А между тем их более активное сотрудничество способствовало бы развитию региональной промышленности. Горнопромышленные предприятия могли бы избавиться от тысячи тонн своих отходов, а полученную продукцию направлять на удовлетворение внутренних нужд и на внешний рынок. Ключевой проблемой данного направления становятся также вопросы логистики. Удаленность Магаданской обл., в т. ч. от основных переработчиков, и ее ограниченная транспортная доступность существенно удорожают стоимость таких услуг. Выходом из данной ситуации могло бы стать создание на территории региона индустриальных технопарков, имеющих соответствующую инфраструктуру, что способствовало бы привлечению на рынок в качестве инвесторов компаний из других областей, готовых открыть здесь свои филиалы и представительства, транслировав их технологии по переработке отходов производства. Индустриальный парк в совокупности с льготными условиями ТОСЭР, которая имеется в Мурманской обл., повышает потенциальный результат от реализации здесь данного проекта и является обоснованием создания ТОСЭР в Магаданской обл., где данный вопрос пока не решен. В то же время, как и для Мурманской обл., повышение ПА бизнеса в Магаданской обл. за счет привлечения на рынок региона новых компаний или их создания способствовало бы развитию его Омсукчанского угольного кластера. Предложенные концепции управления для развития региональных хозяйственных систем Мурманской и Магаданской областей имеют подтвержденный успешный опыт в Свердловской обл. Так, на сегодняшний день в регионе уже созданы и функционируют 9 индустриальных технопарков, в том числе по переработке отходов и техногенных месторождений. Примером такого парка является индустриальный парк «Богословский», созданный при участии правительства Свердловской обл., администрации городского округа Краснотурьинск и ЗАО «Энергетические проекты» как якорного резидента и ряда малых инновационных предприятий. Одним из направлений специализации ИП «Богословский» является переработка техногенных отходов и вторичных ресурсов с извлечением редких и редкоземельных элементов. Также в Свердловской обл. создание индустриальных технопарков сопряжено с созданием на них ТОСЭР, что позволяет повышать его инвестиционную привлекательность для поиска резидентов. Средний уровень ПА в данном регионе, характеризующийся преобладанием ПА населения, в качестве цели функционирования региональной хозяйственной системы определяет необходимость поддержания достигнутого уровня и обеспечения дальнейшего роста уровня ПА. Согласно предложенному алгоритму, повышению уровня ПА населения в Свердловской обл. будет способствовать дальнейшее улучшение бизнес-среды для развития действующих и открытия новых компаний малого и среднего бизнеса. Данная задача может быть решена путем создания необходимой инфраструктуры и оказания комплексной поддержки методами косвенного государственного регулирования. Также важной составляющей благоприятной среды становится создание и активная работа таких институтов гражданского общества, как некоммерческие организации, общественные объединения, сообщества и движения в сфере предпринимательства, обеспечивающие диалог бизнеса и власти для решения проблем, обмена опытом ведения бизнеса и взаимной поддержки предпринимателей. В части разработки техногенных месторождений косвенные меры поддержки становятся особенно актуальными ввиду ограниченного применения прямых методов государственного управления, сдерживаемых нормами статьи 14 Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», согласно которой финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства не может оказываться субъектам малого и среднего бизнеса, осуществляющим добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz