Север и рынок. 2020, № 1.
Создание такой специализированной организации является еще одним вариантом формы реализации совместной хозяйственной деятельности бизнеса и государства. Действующий крупный бизнес может стать как самостоятельным инициатором создания предприятия посредством выделения его из состава основной компании как непрофильного вида деятельности (внутренний аутсорсинг) в форме дочернего зависимого общества или управляемого предприятия, так и с участием государства. Соучредительство малого инновационного предприятия, в том числе по переработке отходов и сырья техногенных месторождений, может быть реализовано через государственные образовательные и научные учреждения, обладающие уникальными технологиями и знаниями по комплексной переработке сырья, при инвестиционной поддержке бизнеса и населения. Привлечение научных и образовательных государственных учреждений позволило бы усилить прикладной характер проводимых ими исследований с получением привлекательных для бизнеса инновационных решений, способствующих повышению его эффективности, экологичности и прибыльности. Кроме того, в таком случае совместный бизнес может получить статус малого или среднего, со всеми характерными для него льготами и преференциями, согласно Закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Совмещение данной формы с возможностями индустриального парка позволит повысить выживаемость таких компаний на периоде стартапа и будет способствовать развитию промышленного и инновационного потенциала региона. Помимо инновационного развития, совместная деятельность бизнеса и государства также будет способствовать и повышению инвестиционной активности в регионе. Такой формой совместной предпринимательской деятельности может являться создание некоммерческих организаций для учреждения и управления венчурными фондами, выступающими инвесторами малых инновационных предприятий, что постепенно положительно повлияет на рост ПА населения. Практической реализацией рассмотренных форм стала бы организация производства, связанного с переработкой хвостов, образующихся при изготовлении апатит-нефелинового концентрата, и с получением в качестве готового продукта редкоземельных элементов, глинозема и других продуктов для их последующего использования и удовлетворения нужд собственного производства или продажи в качестве готовой продукции. При этом компания-заказчик (КФ АО «Апатит»), в результате работы которой образуются хвосты, может их перерабатывать не самостоятельно, а с привлечением специализированных структур, оказывающих такие услуги, что снимет нагрузку с основного производства и обеспечит прозрачность экономики хозяйственной деятельности компании. Данная специализированная организация может быть создана как с участием государства (в т. ч. научных учреждений как держателей технологии), так и самой компанией-заказчиком в виде дочернего общества или управляемого предприятия, а также привлечена как филиал или представительство существующей компании из других регионов РФ или других стран. Успех привлечения такой компании, а также функционирование созданного малого инновационного горного бизнеса способствовало бы получению ими статуса резидента индустриального технопарка, который обеспечил бы их максимально подготовленной инфраструктурой для осуществления деятельности по переработке техногенных месторождений. Дополнительным фактором успеха служит формирование благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности на территории технопарка, в качестве примера можно назвать получение статуса территорий опережающего социально экономического развития (ТОР). ТОР создан на территории присутствия компании АО «Апатит» в г. Кировске, поэтому учреждение технопарка стало бы логическим продолжением работы муниципальных и региональных властей по улучшению инвестиционного климата в регионах, а также дало бы новый стимул активизации работы горно-химического кластера Мурманской обл., деятельность которого пока носит больше декларируемый характер, в том числе и по причине отсутствия специализированной управляющей компании и единой политики его функционирования. Для регионов с преобладающей ПА бизнеса при низком уровне ПА в целом также необходимо аккумулировать внутренние резервы для создания импульсов внешнего экономического развития территории своего присутствия. Так, для Магаданской обл., где уровень ПА очень низкий, но преобладающей по силе влияния является ПА бизнеса, будет необходима реализация таких концепций управления, как внутренний и внешний аутсорсинг, интрапренерство и франчайзинг, а также создание индустриальных технопарков. Каждая из данных стратегий позволит не только вовлечь в контур управления предпринимательскими инициативами внутренних работников компании и тем самым повысить уровень ПА в регионе в целом и его населения в частности, но и поддержит достигнутый уровень ПА за счет привлечения на региональный рынок нового бизнеса. Применение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz