Север и рынок. 2020, № 1.

не нашел достаточного уровня развития. Имеющийся предпринимательский интерес малых и средних горных компаний в России сдерживается действием Закона «О недрах» в вопросах заключения гражданско-правовых договоров с крупными компаниями, складирующими текущие отходы. Инвестиционная привлекательность «старых», заброшенных техногенных месторождений теряется из-за того, что для получения лицензии на их разработку малому предприятию нужно пройти все стандартные этапы инвестиционного цикла. Таким образом, без государственной поддержки вовлечение техногенных образований в хозяйственный оборот для небольших компаний становится экономически неэффективным [14]. Кроме того, формы малого и среднего предпринимательства в горной промышленности не подпадают по действие закона о поддержке и развитии малого и среднего бизнеса, что, несомненно, также не самым благоприятным образом сказывается на развитии такого бизнеса в стране. Определенное сдерживание развития малого горного предпринимательства понятно, и обусловливается оно обеспечением государственной безопасности и приоритетами в инновационном развитии страны за счет использования потенциала малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей промышленности. Тем не менее и однозначно жесткого сдерживания здесь также не должно быть. Минприроды заинтересовано в более активном вовлечении бизнеса в переработку техногенного минерального сырья, для чего ведется работа по поиску способов стимулирования предпринимателей. Однако из-за существенных отличий в условиях ведения бизнеса на региональном уровне нахождение единого, универсального подхода — весьма сложная задача. Таким образом, возникает необходимость применения дифференцированного подхода к формированию политики управления техногенными месторождениями [15]. Его реализация может быть основана на классификации региональных хозяйственных систем регионов РФ по уровню и виду проявления в них ПА. Методы исследования На основе представленного в статье [2] теоретико-методологического подхода к разработке региональной стратегии управления ПА (рис. 3) предлагается разработать стратегии управления региональными хозяйственными системами регионов, имеющих наибольшие запасы техногенных месторождений для решения задачи вовлечения их в хозяйственный оборот. Согласно предложенной схеме, низкий уровень ПА в регионе в целом определяет необходимость аккумулирования активности экономических агентов, чья ПА наиболее распространена. Так, для регионов, характеризующихся преобладанием ПА государства (ПАГ) в их региональной хозяйственной системе, становится необходимой реализация концепций управления, связанных с участием государства в создании новых предпринимательских структур или в диверсификации деятельности действующих как государственных, так и частных компаний. К таким концепциям относятся создание новых и развитие действующих государственных и муниципальных унитарных предприятий и обществ с государственным участием, при этом последние послужат основой для смены сил регулирующего воздействия в экономике региона в сторону бизнеса за счет сопряжения активностей государства и бизнеса. Для регионов с доминирующей ПА бизнеса (ПАБ) в их региональной хозяйственной системе и при низком уровне ПА в целом необходимо аккумулировать внутренние резервы бизнеса для создания импульсов экономического развития территории его присутствия. Этому будут способствовать реализация бизнесом таких концепций управления в рамках своих стратегий управления хозяйственной деятельностью, как внутренний аутсорсинг, интрапренерство и создание индустриальных технопарков. Каждая из этих стратегий позволит развить региональный рынок за счет создания новых предпринимательских структур, а также будет способствовать вовлечению населения в данный процесс и, следовательно, может привести к постепенной смене вида ПА в сторону населения при повышении уровня ПА в регионе в целом. Преобладающая ПА населения (ПАН) на территории с низким уровнем ПА требует принятия мер, направленных на ее поддержку и стимулирование к дальнейшему росту и развитию, за счет реализации концепций поддержки малого и среднего предпринимательства методами прямого влияния со стороны государства (выдача субсидий, грантов, льготных кредитов и т.д.). При среднем уровне ПА в регионе поэтапный переход к целевой силе регулирующего воздействия позволит осуществить постепенное перераспределение активности от преобладающей к целевой. Для регионов с основной активностью государства в их региональных хозяйственных системах такой поэтапный переход возможен за счет масштабирования и развития концепций управления, обеспечивающих сопряжение активностей государства и бизнеса, таких как:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz