Север и рынок. 2019, № 3.
В течение 2006-2016 гг. доходность фермерских хозяйств оставалась на уровне 5-6 млрд евро. Из-за недостатка доходов от продажи и субсидий предпринимательская прибыль и рентабельность были отрицательными (табл. 3). Таблица 3 Показатели доходности фермерских хозяйств Финляндии за 2006-2016 гг., млн евро Год Количество ферм, тыс. Общий доход Себестоимость продукции Предпринима тельская прибыль Предпринима тельский доход Коэффициент рентабельности Рентабельность активов, % 2006 66,434 5,040 6,250 -1,210 766 0,39 -4,0 2007 63,867 5,570 6,580 -1,010 992 0,5 -1,9 2008 62,540 5,640 6,980 -1,330 645 0,33 -3,6 2009 61,018 5,410 6,860 -1,450 534 0,27 -4,5 2010 59,303 5,690 6,930 -1,230 892 0,42 -2,5 2011 58,001 5,860 7,000 -1,140 828 0,42 -2,1 2012 56,792 6,150 7,410 -1,270 767 0,38 -2,4 2013 54,369 6,150 7,380 -1,240 625 0,34 -2,9 2014 52,950 5,830 7,060 -1,230 558 0,31 -2,9 2015 50,883 5,710 7,000 -1,290 447 0,26 -3,5 2016 49,866 5,180 6,640 -1,440 339 0,19 -4,4 Примечание. Источник: Fact sheets on the European Union -- 2019. URL: http://www.europarl.europa.eu/factsheets/en . В 2016 г. от предпринимательской деятельности был получен убыток в размере 1,44 млрд евро. Доход предпринимателей в сфере сельского хозяйства, равный 339 млн евро, покрывал 19 % расходов. В начале 2000-х гг. предпринимательский доход покрывал половину всех расходов. Существующая сегодня в Финляндии сельская политика начала формироваться в 1960-х - 1970-х гг. В эти годы были разработаны программы ее развития, создано Общество сельского планирования, стали поощряться низовые инициативы в деревнях. В период 1988-1990 гг. в стране была реализована первая Программа сельской политики, вторая -- в 1996 г., третья -- в 2000 г., четвертая -- в 2004 г, пятая -- на 2009-2013 гг. [9, с. 78]. Приоритеты финской сельской политики сводятся к следующему: профессиональная подготовка и переподготовка кадров для сел; максимальная диверсификация агроэкономики для оптимального сочетания в ее рамках сельскохозяйственных и несельскохозяйственных видов деятельности; принятие эффективных, комплексных, децентрализованных и устойчивых решений, особенно для малонаселенных периферийных районов. Для их решения создан Комитет сельской политики, который назначается правительством Финляндии. Комитет включает в себя представителей 9 министерств и других общественных и частных организаций [9, с. 79]. Особенность ведения сельского хозяйства финскими фермерами заключается в их взаимопомощи друг другу, их социальная взаимопомощь широко развита. Такая поддержка фермеров во всем уходит корнями в устойчивые столетние традиции Финляндии и сохраняются по настоящее время. Такая взаимопомощь и доверие фермеров приемлема для разных видов работ, отличается их исключительной требовательностью к себе и тем самым подчеркивает их национальную идею о качестве производимых продуктов [22, с. 55]. Сельская политика Финляндии ориентирована на укрепление взаимного функционирования всех заинтересованных сторон в согласовании общих целей и разработке оптимальных и приемлемых для всех способов решения проблем. Основополагающими механизмами достижения этой стратегической задачи являются социальное взаимодействие, социальное доверие, коллективная и экспертная оценка. Сельскохозяйственная поддержка в Финляндии основана на общей сельскохозяйственной политики (САР) ЕС 1 и на национальной помощи. Помощь в рамках САР включает прямые платежи, финансируемые ЕС, и совместно финансируемые платежи в менее благоприятные территории (LFA). В Финляндии эти платежи дополняются национальной помощью, которая включает северную помощь, национальную помощь для южной Финляндии и некоторые другие платежи. 1 Общая сельскохозяйственная политика (САР) ЕС осуществляется более 50 лет. С самого начала основными целями было повышение производительности сельского хозяйства и обеспечение продовольствием, сбалансированности продовольственных рынков, а также обеспечение разумного уровня жизни фермеров и разумных цен для потребителей. 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz