Север и рынок. 2019, № 3.
Введение В настоящее время в северном селе и сельском хозяйстве наблюдаются негативные процессы: ухудшается демографическая ситуация, происходит деградация социальной и инженерной инфраструктуры, снижение уровня и качества жизни сельского населения [1]. В аграрной сфере, особенно в сельской периферии, наблюдается деградация производственного и трудового потенциала, сокращения объемов аграрной продукции [2]. При сохранении существующей негативной ситуации в перспективе сохранится лишь сельское хозяйство в пригородных зонах, а заготовка кормов и выращивание сельхозкультур удаленных территориях будет осуществляться вахтовым методом. Изучение зарубежного опыта, особенно скандинавских стран, по устойчивому сельскому развитию будет целесообразно использовать и адаптировать для развития огромных северных и нечерноземных территорий России, учитывая интересы наших национальных программ. Развитию села в странах ЕС и Северной Америки посвящены труды многих зарубежных и отечественных исследователей [3-10]. Целью данной статьи является изучение зарубежного опыта реализации государственной политики сельского развития в направлении финансовой поддержки сельского хозяйства и фермеров со стороны государства в северных странах. Объектами исследования являются северные территории Европы и России, которые схожи по своим природно-климатическим параметрам. Рассмотрим понятие «сельское развитие». Этот термин в научных исследованиях получил развитие в 1970-х гг. и постоянно эволюционирует. Наиболее полную картину моделей и концепций развития сельских территорий в Западной Европе, реализацию этой политики с помощью инструментов государственной поддержки выполнил Франческо Мантино. Он рассмотрел эволюцию концепций сельского развития от отождествления с аграрным развитием до объединения сельскохозяйственной и территориальной политик [6, с. 15]. Применяемая сейчас в Европе концепция развития не исходит от отраслевых интересов, не рассматривает аграрный сектор в качестве единственного и основного в сельском развитии. В конце 1980-х -- начале 1990-х гг. в Европе начался переход к новой сельской политике, в основе которой лежит не отраслевой, а территориальный принцип развития. Одним из инструментов сельского развития стала программа «Лидер» («LEADER») [7], которая является общей политикой всех стран ЕС, целью которой является развитие сельскихтерриторий, и реализуется она с 1991 г. Программа «Лидер» является интеграционным и межсекторальным инструментом поддержки. ЕС использует данную программу для стимулирования развития сельских регионов. Реализация программы осуществляется на местном уровне в пределах так называемых «программных регионов» (leader-Regionen). Заинтересованные частные и государственные представители конкретного региона объединяются в «локальную активную группу» и разрабатывают с использованием подхода «снизу вверх» региональную концепцию развития для своего региона. Данная концепция служит основой для реализации конкретных проектов и мероприятий по налаживанию сотрудничества. Цель программы также взаимный обмен опытом достигнутыми результатами проектов между локальными активными группами на национальном и международном уровне. Она представляет собой программное мероприятие ЕС, с помощью которого оказывается поддержка модельным инновационным проектам в сельских регионах. 1 Программа «Лидер» является одним из эффективных инструментов устойчивого развития сельских территорий. Применяя данную программу, каждая страна, член ЕС, адаптирует ее под свою страну, учитывая свои особенности, и разрабатывает свой механизм управления ею. По проведенной Европейской комиссии ЕС оценке, примером наиболее успешной реализации программы «Лидер» стала Финляндия, которая смогла добиться успешного развития сельских территорий. Передовой опыт данной программы пытаются применить в России, Республике Карелия (экспериментальный регион). 2 Сейчас в развитых странах устойчивое развитие сельской местности является одной из главных целей региональной политики, тесно связана и согласуется с пространственным развитием. В Европе накоплен многолетний опыт подготовки национальных и региональных программ сельского развития [11-13]. В качестве мер поддержки сельских территорий предусмотрено развитие образования, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры, улучшения доступа к социальным услугам. Значительные финансовые средства направляются на повышение плодородия почв, строительство сельских дорог, линий электропередач. 1 “ Deutsch-Russischer agrarpolitischer Dialog ” : Kooperationsprojekt des Bundesministeriums fur Ernahrung und Landwirtschaft der Bundesrepublik // Deutschland Buro Moskau. URL: https://agrardialog.ru/files/prints/ instrumenti_podderzhki_razvitiya_selskih_territoriy_v_germanii_na_primere_programmi_leader.pdf 2 Фонд развития сельской кредитной кооперации в России. URL: http://www.ruralcredit.ru/rccdf/371/1530/ 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz