Север и рынок. 2019, № 3.
Конечно, всё перечисленное выходит за рамки классического понимания социального сельского хозяйства. Однако эти виды деятельности отлично встраиваются в систему устойчивого развития сельских территорий и, следовательно, требуют признания социальной значимости, соответствующего законодательного обеспечения, выстраивания адекватной системы информационной, консультативной и финансовой поддержки. Заключение В условиях Севера, где большая часть сельcкохозяйственных организаций — средние и малые предприятия, которые территориально рассредоточены, где сельскохозяйственное производство основательно сокращено (даже по сравнению со среднероссийским уровнем), слабо развиты фермерство и сельскохозяйственная кооперация и сельская экономика в большой степени регулируется не рыночными инструментами (монопольным положением торговли, перерабатывающих предприятий и поставщиков средств производства, мерами государственного регулирования, низким платежеспособным спросом сельского населения и т. д.) изъяны современной российской либеральной модели экономики проявляются особенно остро. Поэтому важно использование гибких подходов к управлению, активизация имеющихся и применение новых инструментов развития. Решение проблем развития сельской экономики, особенно на Севере, связано как с рыночными, так и нерыночными инструментами развития (социальным сельским хозяйством, кооперацией, государственно-муниципально-частным партнерством, местным самоуправлением). Становление некоммерческих инструментов развития сельской экономики актуально для регионального развития, особенно на Севере (где действие рыночных механизмов ослаблено, возможности государственной поддержки ограничены), но еще более значимо их развитие в северной периферии. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы играют важную роль в реализации как экономических, так и социальных функций. Сельскохозяйственные кооперативы реализуют цели своей деятельности в следующих сферах: производственной, территориальной, социальной, рыночной. Свертывание сельскохозяйственного производства, разобщенность сельскохозяйственных производителей, низкая доходность их деятельности, недостаточный уровень поддержки кооперации сдерживают ее развитие. Вместе с тем сложившаяся практика кооперирования свидетельствует о том, что именно в периферийных районах развитие кооперации наиболее необходимо. Представленное видение социального сельского хозяйства выходит за рамки классического понимания социального предпринимательства (как одного из его видов). Однако эти виды деятельности отлично встраиваются в систему устойчивого развития сельских территорий и, следовательно, требуют признания социальной значимости, соответствующего законодательного обеспечения и выстраивания адекватной системы информационной, консультативной и финансовой поддержки. Литература 1. Голубева А. И., Дугин А. Н., Дорохова В. И., Суховская А. М. Проблемы развития сельских территорий и аграрной экономики региона // Вестник АПК Верневолжья. 2014. № 4. С. 3-10. 2. Мерзлов А. В., Овчинцева Л. А., Попова О. А. Региональный опыт разработки программ устойчивого развития сельских территорий. М.: Росинформагротех, 2012. 112 с. 3. Иванов В. А. Особенности и условия развития села и сельской экономики северного региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2017. № 2, С. 37-50. 4. Савенкова О. Ю., Меренкова И. Н. Предпосылки перехода сельских территорий к социально ориентированной экономике // Научно-методический электрон. жур. «Концепт». 2015. Т. 13. С. 646-650. URL: http://e-koncept.ru/2015/85130.htm (дата обращения: 14.05.2019). 5. Сюсюра Д. А. Управление многофункциональной сельской экономикой: от целеполагания до оценки результатов. М.: Университетская книга; Оренбург: Издательский центр ОГАУ. 2012. 256 с. 6. Rural Policy 3.0. OECD Regional Outlook 2016. Productive Regions for Inclusive Societies. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/urban-rural-and-regional-development/oecd-regional-outlook-2016/ rural-policy-3-0_9789264260245-7-en (дата обращения: 26.10.2017). 7. New Rural Policy: linking up for growth // Oecd. 2017. URL: https://www.oecd.org/rural/rural- development-conference/documents/New-Rural-Policy.pdf (дата обращения: 28.10.2017). 8. Модернизация инфраструктуры развития сельских территорий / коллектив авторов. Сыктывкар: «ООО Коми республиканская типография», 2016. 241 с. 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz