Север и рынок. 2019, № 3.
являются пригородные муниципальные районы «Сыктывдинский», «Прилузский», «Корткеросский», ^Б^льский», периферийный - «Усть-Куломский» и городской округ «Сыктывкар». По данным Комистата, в 2013-2017 гг. в ЛПХ наблюдалось снижение поголовья основных видов скота. Наиболее значительно сократилось поголовье свиней (в 1,7 раза), крупного рогатого скота (в 1,4 раза, тогда как в целом по республике -- на 10 %), в том числе коров (в 1,5 раза). В 2017 г. две трети поголовья крупного рогатого скота хозяйств населения содержалось в личных подворьях пригородных муниципальных районов «Корткеросский», «Прилузский» и периферийных -- «Ижемский», «Усть-Куломский», «Усть-Цилемский». За 2013-2017 гг. производство мяса в личных подворьях снизилось в 1,6 раза, валовые надои молока сократились в 1,7 раза. В настоящее время в республике стоит задача замедления темпов падения сельхозпроизводства в ЛПХ и более активного вовлечения в рыночный оборот крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и хозяйств населения. По данным Комистата, доля КФХ в республиканском объеме производства продукции сельского хозяйства составляет 5-6 %, за 2013-2017 гг. производство продукции возросло на 43 %. Основным направлением деятельности фермеров республики является производство животноводческой продукции, на долю которой в 2017 г. приходилось 82 % объема производства. За 2013-2017 гг. поголовье крупного рогатого скота в фермерских хозяйствах возросло на 8 %. На конец 2017 г. свыше 60 % поголовья фермерского сектора приходилось на пригородные муниципальные районы «Усть-Вымский», «Княжпогостский», периферийные -- «Усть-Цилемский», «Ижемский» и городской округ «Сыктывкар». В 2017 г. в крестьянских (фермерских) хозяйствах товарность мяса составила 85 %, овощей -- 69 %, молока -- 65 %, картофеля -- 26 %. В республике сельскохозяйственная потребительская кооперация развита слабо, поэтому необходима разработка дополнительных мер для ее поддержки и для свободного обмена информацией не только между сельскохозяйственными товаропроизводителями и государственными организациями, но и между самими сельскохозяйственными товаропроизводителями (пока такой обмен осуществляется только на основе межличностного общения). В рамках выполнения Указа Главы Республики Коми от 11 мая 2016 г. № 65 «О мерах по повышению эффективности сельскохозяйственного производства», одним из направлений которого является совершенствование инфраструктуры для целей закупки, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции малых форм хозяйствования на селе, разработан план мероприятий по развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов на период 2016-2020 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Республики Коми 15 декабря 2016 г. № 526-р. Реализация плана мероприятий предусматривает совершенствование правового обеспечения деятельности кооперативов, расширение их финансово-кредитной поддержки, развитие системы обучения и информационно-консультационного сопровождения кооперативов, совершенствование деятельности и защита прав и интересов их членов. Становление социального сельского хозяйства В странах ЕС и развивающихся странах благодаря смене парадигмы в сельском хозяйстве, состоящей в переходе к сервисной экономике, которая делает акцент на понятие многофункционального сельского хозяйства, укрепляется практика социального сельского хозяйства. В последние годы социальное сельское хозяйство привлекло большое внимание общественности, так как оно рассматривается как альтернативная практика ведения сельского хозяйства, которая может поддержать сельские общины, обеспечивая устойчивое производство. Подчеркивается не только его значение для сельскохозяйственного производства, но и как экономического дополнения к услугам социального обеспечения, образования и здравоохранения [16, 17]. Теоретическим обоснованием социального сельского хозяйства является активно развивающаяся в последнее время концепция социального предпринимательства, в рамках которой организация осуществляет предпринимательские проекты и коммерческую деятельность с целью продвижения социальной цели или содействия общественному благу. Особенность социального сельского хозяйства, как и социального предпринимательства в целом, -- это формирование и функционирование исходя не из рыночного спроса, а из инициативы заинтересованных людей в осуществлении социально значимой деятельности. Благодаря этому социальное сельское хозяйство не столь подвержено рыночной конъюнктуре, устойчиво к экономическому кризису и является экономически жизнеспособным способом обеспечения различных видов социального сервиса. 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz